Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
  

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

Тел. (095) 234 0978  факс (095) 232 9836 http://www.dcenter.ru

СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

от 15 июля 2002 г.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС НАБИРАЕТ ХОД

Совет Федерации на своёем пленарном заседании 10 июля одобрил поправки во вторую часть Налогового кодекса, поставив тем самым очередную точку в многоточие бюджетного процесса. Напомним, что ранее Правительство России одобрило основные характеристики федерального бюджета на будущий год. Первоначально в выносимом на заседании проекте бюджета были отражены предполагаемые изменения в налоговом законодательстве, которые должны привести к значительному (почти на 1,2% ВВП) снижению налоговых доходов центрального правительства по сравнению с текущим годом. В результате профицит федерального бюджета должен снизиться с запланированных 1,6% ВВП в 2002 г. до 0,8% ВВП в 2003 г. На фоне значительных платежей по внешнему долгу недостающие средства должны быть взяты из финансового резерва, сформированного по итогам исполнения бюджетов 2001 и 2002 гг.

Но наиболее спорным местом этого проекта стали не параметры собственно федерального бюджета, а вопрос о компенсации региональным бюджетам выпадающих доходов от отмены налога на пользователей автодорог.

По оценке Минфина России, связанные с этим потери субъектов федерации в 2003 г. составят порядка 165 млрд. руб. Кроме того, отмена налога с владельцев транспортных средств снижает доходную часть территориальных бюджетов ещёе на 9 млрд. руб. Первоначально для компенсации этих потерь предполагались следующие шаги:

  • передача в полном объёеме в регионы средств земельного налога и арендной платы за землю, с одновременной индексацией соответствующих ставок в 1,8 раза;
  • индексация на 25% ставки акциза на пиво, который в полном объёеме подлежат зачислению в региональные бюджеты;
  • введение транспортного налога;
  • перераспределение в пользу субъектов федерации платежей по налогу на прибыль путёем увеличения региональной ставки на 4%-ных пункта и аналогичного снижения федеральной ставки.

Если по первым трёем позициям возражений не последовало, то против последней меры было выдвинуто серьёезное возражение, состоявшее в том, что от неёе выиграют в первую очередь богатые регионы, получающие значительные поступления от налога на прибыль. В то же время значительное число субъектов федерации, для которых платежи по данному налогу не играют существенной роли при формировании доходной базы их бюджетов, окажутся в проигрыше. Поэтому для устранения подобных перекосов Правительство предложило оставить существующее расщепление налога на прибыль между центром и регионами неизменным, а территориальным бюджетам полностью передать средства от уплаты акцизов на бензин, дизтопливо и автомасла, ставки по которым индексируются на 45%. На это последовали новые возражения. Во-первых, для реализации этого плана придёется обязанность по уплате этого акциза перенести на оптовое и розничное звено, что чревато существенным недобором средств в период “обкатки” новой схемы взимания акцизов. Во-вторых, регионы, имеющие значительный доходный потенциал по налогу на прибыль, также оказались недовольны данной новацией. В результате, на заседании Госдумы 28 июня был достигнут следующий компромисс: региональная ставка налога на прибыль возрастает на 1,5%-ных пункта и одновременно в бюджеты субъектов федерации будет зачисляться 50% поступлений от акцизов на горюче-смазочные материалы. Именно этот компромисс и подтвердил в своёем решении Совет Федерации. Таким образом, учитывая последние изменения, конфигурация бюджетной системы на 2003 г. выглядит следующим образом.

Некоторые макроэкономические параметры, учитываемые при расчёте показателей федерального бюджета.

 

2001

2002

2003

 

По отчёту

Заложенные в расчёт бюджета

Оценка Центра развития

Прогноз Минэкономразвития РФ

Прогноз Центра развития

ВВП, млрд. руб.

9041

10950

1090140-10950

12850

12849940

Среднегодовой курс доллара, руб./долл.

29,1

31,5

31,6

33,7

34,1

Экспорт, млрд. долл.

101,6

108,5

103,4

110,5

106,6

Импорт, млрд. долл.

53,8

55,9

610-61,4

64,2

66,8

Цена нефти марки “Юралс”, долл./баррель

23,1

23,5

21,9

21,5

21,9

Основные характеристики федерального бюджета в 2001-03 гг., % ВВП

 

2001

2002

2003

 

Исполнение по отчёту

Оценка Минфина России

Проект Минфина России

Прогноз Центра развития

Доходы всего

17,6

19,8

18,5

18,98

В т.ч.:

       

Налоговые*

16,2

16,0

14,6

15,10

Единый социальный налог

-

2,8

2,7

2,7

Расходы всего

14,7

18,0

17,6

17,65

В т.ч.:

       

Непроцентные**

11,9

13,0

12,7

12,76

На обслуживание госдолга

2,6

2,5

2,2

2,2

Единый социальный налог

-

2,8

2,7

2,7

Профицит

2,9

-1,8

-0,8

-1,3

Внутреннее финансирование

-0,1

1,1

0,6

0,6

Внешнее финансирование

-2,8

-1,9

-2,4

-2,4

Уменьшение финансового резерва

-

-1,0

1,0

0,65

* - С учетом средств целевых бюджетных фондов.

** - С учетом средств целевых бюджетных фондов, с учётом трансфертных платежей бюджетам других уровней и внебюджетным фондам.

Как видно из приведёенной таблицы, наш прогноз по доходам федерального бюджета оказался выше правительственного. Эта разница объясняется, прежде всего, имеющимися различиями в прогнозируемых макропараметрах, а также здоровым консерватизмом Минфина России, вполне уместным на начальной стадии бюджетного процесса, так как пространство для маневра надо иметь всегда.

Продолжающаяся налоговая реформа приведёет к снижению поступлений в консолидированный бюджет в 2003 г. по сравнению с текущим годом на 1,3% ВВП. При этом расходы планируется оставить примерно на текущем уровне.

Основные характеристики консолидированного бюджета Российской Федерации в 2001-03 гг., % ВВП

 

2001

2002

2003

 

Исполнение по отчёту

Оценка Центра развития

Проект Минфина России

Прогноз Центра развития

Доходы всего

29,6

33,3

31,5

32,0

Расходы всего

26,6

30,8

30,4

30,76

В т.ч.:

       

Непроцентные*

23,9

25,5

25,3

25,65

На обслуживание госдолга

2,7

2,6

2,4

2,4

Единый социальный налог

0,0

2,7

2,7

2,7

Профицит

2,9

2,5

1,1

1,34

* - С учетом средств целевых бюджетных фондов.

Основные характеристики бюджетов территорий в 2001-03 гг., % ВВП

 

2001

2002

2003

 

Исполнение по отчёту

Оценка Центра развития

Проект Минфина России

Прогноз Центра развития

Доходы всего*

14,5

15,9

15,3

15,435

В т.ч.:

       

Налоговые**

11,1

12,4

12,0

12,1

Расходы всего

14,5

15,2

15,3

15,32

В т.ч.:

       

Непроцентные**

14,4

15,0

15,1

15,10

На обслуживание госдолга

0,1

0,1

0,2

0,2

Профицит

0,0

0,7

0,02

0,15

* - С учетом межбюджетных трансфертов.

** - С учетом средств целевых бюджетных фондов.

Обращает на себя внимание, то, что на фоне достаточно солидного профицита федерального бюджета бюджеты территорий будут балансировать буквально “на флажке” дефицита. При благоприятных условиях профицит региональных бюджетов составит порядка 0,15% ВВП.

Слабым звеном подобной конструкции является то, что любое ухудшение ситуации с поступлением налогов приведёет к возникновению недостаточности средств для исполнения бюджетных обязательств. Именно поэтому Совет Федерации, утвердив предложенные поправки в Налоговый кодекс, призвал Правительство России при дальнейшей подготовке проекта бюджета 2003 г. предусмотреть увеличение доли средств от акциза на ГСМ, зачисляемой в бюджеты субъектов федерации с 50% до 75%, что может для них создать запас прочности на сумму порядка 20 млрд. руб. При этом, очевидно, что правительству так или иначе придёется прислушаться к мнению представителей регионов и пойти на увеличение доходной части бюджетов территорий. В какой форме это будет сделано – путёем перераспределения налоговых платежей или выделения дополнительных трансфертов – станет ясно в результате процесса дальнейшего бюджетного торга.

Бюджетный процесс набирает ход. М., 2002 / Центр развития

  
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад