Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
  

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

Тел. (095) 234 0978  факс (095) 232 9836 http://www.dcenter.ru

СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

от 29 июля 2002 г.

КУДА ДЕЛСЯ ФИНАНСОВЫЙ РЕЗЕРВ?

Результатом проблем с мобилизацией средств в федеральный бюджет стало сокращение финансового резерва по итогам первого полугодия. На первый взгляд, цифра 38-40 млрд. руб. является странной, учитывая существующий профицит федерального бюджета. Но именно в такую величину оценил в СМИ резерв некий “высокопоставленный источник в Минфине”. Попробуем на имеющихся данных произвести прикидку размера правительственного “загашника”. Напомним, что по состоянию на начало года резерв составил 88,8 млрд. руб. За прошедшие шесть месяцев доходы бюджета превысили его расходы на 77,1 млрд. руб.1 Источники внешнего финансирования дефицита сложились в размере -88,3 млрд. руб., то есть, произошло сокращение внешнего долга на сумму чуть большую чем 2,8 млрд. долл. В то же время сальдо внутренних источников (без учета изменения остатков на счетах) составило 26,9 млрд. руб. Таким образом, остатки на бюджетных счетах в первом полугодии выросли на 15,8 млрд. руб. Логично предположить, что именно эта цифра представляет собой сумму, на которую должен возрасти финансовый резерв. Но все не так просто. Начиная с января этого года элементом, искажающим реальную картину исполнения федерального бюджета, является включение в бюджетную статистику единого социального налога (ЕСН). В результате того, что фактические поступления средств от ЕСН устойчиво превышают плановые цифры по их перечислению в Пенсионный фонд России, эта разница оседает в виде переходящих остатков на счетах федерального бюджета. Поскольку эти деньги являются для бюджета “чужими”, то они не учитываются при расчете средств финансового резерва. По состоянию на 1 июля, таких “пенсионных” средств на счетах бюджета оказалось порядка 37,3 млрд. руб. Вычтя эту сумму из общего прироста остатков, мы получим, с точностью до нескольких более мелких статей, цифру, которая значительно ближе к величине изменения финансового резерва. Но и это еще не все. При расчете резерва Минфин России вполне справедливо использует данные обо всех обязательствах бюджета, утвержденных бюджетной росписью, а не только тех, которые были фактически профинансированы. Разница между планом и фактом в первом полугодии составляла 21,0 млрд. руб., что также идет на уменьшение расчетной величины финансового резерва. Таким образом, размер резерва по состоянию на 1 июля, будучи исчисленным подобным образом, оказывается равен 46,2 млрд. руб. Как видно, это больше, чем объявленные 38-40 млрд. руб., хотя и не принципиально.

Подобная ситуация, когда, с одной стороны, деньги есть, о чем говорит рост остатков на бюджетных счетах, а, с другой, денег нет, о чем говорит сокращение финансового резерва, является вполне естественной, когда приходится сопоставлять реальные доходы с виртуальными расходами. В данном случае пока не приходится говорить о каком-либо драматизме ситуации, так как судьба наполнения резерва по итогам года по большому счету зависит от ситуации со сбором доходов во втором полугодии. Очевидно, что, учитывая текущую динамику, трудно рассчитывать на существенный прорыв в сборе налоговых доходов в оставшиеся шесть месяцев. Тем не менее, представляется, что ситуация с поступлением доходов будет выправляться. Основанием для такого прогноза служат, во-первых, сохраняющиеся на достаточно высоком уровне мировые цены на российскую нефть, что дает возможность государству значительно поднять ставку экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а, во-вторых, после неизбежного падения поступлений от налога на прибыль вследствие “притирки” как госорганов, так и бизнеса к новым правилам игры, увеличатся доходы федерального бюджета и по этой статье.

При соблюдении этих условий, вряд ли федеральный бюджет сможет получить существенные дополнительные доходы сверх намеченных, но и заметного недобора также не будет. Тогда налоговые доходы бюджета составят порядка 1725 млрд. руб., а финансовый резерв по итогам года достигнет 180 млрд. руб., что несколько меньше, чем предусмотрено в законе о федеральном бюджете на текущий год, но вполне достаточно для обеспечения выплат по внешнему долгу в 2003 г. Менее вероятным является сценарий, при котором план по сбору доходов, установленный законом о бюджете, будет недовыполнен где-то на 30 млрд. руб. В этом случае объем резерва окажется на конец года составит около 150 млрд. руб., и при условии сохранения внешнеторговой конъюнктуры, а также выполнения программы внешних заимствований, этих средств также хватит для того, чтобы Россия заплатила в будущем году по всем своим обязательствам.

Исполнение федерального бюджета в первом полугодии текущего года и оценка его исполнения по итогам 2002 г.

 

План на 2002 г.

Исполнение I полугодия 2002 г.

Оценка исполнения бюджета во II полугодии 2002 г.

Реалистический вариант

Пессимистический вариант

Доходы всего, млрд. руб.

2125,7

986,5

1163,5

1134,5

Налоговые

1726,3

763,0*

962,0

932,0

Расходы всего

1947,4

909,4**

1055,6

1055,6

Профицит

178,3

77,1

107,9

78,9

Внутреннее финансирование

56,5

26,9

73,3

73,3

Внешнее финансирование

-125,1

-88,3

-105,7

-105,7

Прирост финансового резерва

109,8

-42,6*

133,8

104,8

Финансовый резерв на конец периода

198,6

46,2*

180,0

151,0

Относительный уровнь доходов, в % к ВВП

Доходы всего

19,4

20,5

19,3

18,6

Расходы всего

17,8

18,9

17,3

17,3

Профицит

1,6

1,6

2,0

1,3

Справочно: ВВП

10950,0

4820,1

6112,7

6112,7

* - оценка Центра развития

** - на основании данных о финансировании

Другим парадоксом статистики является тот факт, что, несмотря на ожидаемый абсолютный рост налоговых поступлений в июле-декабре, их относительная величина, выраженная в процентах ВВП, может оказаться даже несколько меньше, чем в январе-июне (15,7% ВВП против 15,8% ВВП). Это связанно с ожидаемым ростом номинального ВВП по итогам второго полугодия.

Также отметим, что в реалистическом варианте мы ожидаем меньшего прироста финансового резерва, нежели зафиксировано в законе о бюджете, несмотря на большую величину профицита. Подобная ситуация является результатом того, что, по всей видимости, несколько большая часть образовавшегося превышения доходов над расходами будет направлена на выплаты по основной сумме внешнего госдолга.

Куда делся финансовый резерв?. М., 2002 / Центр развития


1 На основании данных о финансировании

  
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад