Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
    

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

Тел. (095) 234 0978  факс (095) 232 9836 http://www.dcenter.ru

КОММЕНТАРИИ

Проект федерального бюджета 2003 года

Ожидаемые итоги исполнения бюджета-2002 и доходная база бюджета-2003

Приоритеты бюджетных расходов-2003

Финансирование дефицита бюджета

Среднесрочные перспективы

Угрозы


В отличие от предшествующих лет проект федерального бюджета на 2003 год опирается не на консервативный, а на оптимистический сценарий макроэкономического развития страны. Однако в целом его конструкция отличается довольно высокой сбалансированностью и отсутствием значительных скрытых резервов по увеличению доходов и размеров профицита. Обеспечить эту сбалансированность в 2003 г. особенно трудно, как в силу роста платежей по внешнему долгу (до 17,4 млрд. долл.), так и проводимой налоговой реформы (прежде всего отмены оборотных налогов), сужающей налоговую базу. Однако, если в текущем году будет полностью выполнена программа внутренних заимствований, то накопленных средств финансового резерва должно хватить для выполнения всех обязательств федерального бюджета в 2003 г., а в случае ухудшения макроэкономической ситуации власти могут прибегнуть в будущем году к заимствованиям на мировом рынке (в пределах 2,0 млрд. долл.). Формально бюджет обеспечивает некоторое ускорение роста реальных расходов на образование, науку и военную реформу в соответствии с провозглашенными приоритетами бюджетной политики. Однако, силовой блок по прежнему доминирует над остальными направлениями госрасходов. На наш взгляд, предложенный проект бюджета не позволяет рассматривать его в качестве мощного инструмента поддержания экономического роста и модернизации сектора общественных услуг. Основные риски связаны не столько с возможным недобором доходов при ухудшении мировой конъюнктуры, сколько с растущим дисбалансом между федеральным и региональными бюджетами, для которых угроза дефицита, а значит и спроса на помощь из федеральной казны становится все более реальной.

Ожидаемые итоги исполнения бюджета-2002 и доходная база бюджета-2003

По нашим расчётам, федеральный бюджет 2002 г. будет исполнен с профицитом порядка 0,9% ВВП (по закону о бюджете несколько больше – 1,26%). При этом не стоит ожидать возникновения существенных дополнительных доходов. Скорее вероятен вариант некоторого недобора налоговых доходов по сравнению с запланированной величиной. Это объясняется, прежде всего, результатами проводимой реформы налогообложения прибыли предприятий, в результате чего доходы бюджета от этого налога окажутся на 0,5% ВВП ниже, нежели в прошлом году. Но, тем не менее, финансовый резерв по итогам года скорее всего удасться довести до планируемого уровня в 180 млрд. руб.

Основные макроэкономические параметры, учитываемые при расчёте показателей федерального бюджета.

 

2001

2002

2003

 

По отчёту

Оценка Центра развития

Прогноз Минэкономразвития РФ

Прогноз Центра развития

ВВП, млрд. руб.

9041

10920-40

13050

12950-70

Темп роста ВВП, %

105,0

103,9

104,4

104,2

Дефлятор ВВП, %

117,9

116,5

114,1

113,6

Среднегодовой курс доллара, руб./долл.

29,1

31,3

33,7

33,7

Экспорт, млрд. долл.

101,6

103,4

110,6

106,6

Импорт, млрд. долл.

53,8

60,7

63,0

66,5

Цена нефти марки “Юралс”, долл./баррель

23,1

21,8

21,5

21,8

Получить данные в формате Microsoft Excel 97

Основные характеристики федерального бюджета в 2001-03 гг., % ВВП

 

2001

2002

2003

 

Исполнение по отчёту

Оценка Центра развития

Проект Минфина России

Прогноз Центра развития

Доходы всего

17,6

20,1

18,5

18,9

В т.ч.:

       

Налоговые*

16,2

15,8

14,6

14,9

Единый социальный налог

-

3,1

2,8

2,8

Расходы всего

14,7

19,2

18,0

18,1

В т.ч.:

       

Непроцентные*

11,9

13,7

13,0

13,1

На обслуживание госдолга

2,6

2,4

2,1

2,1

Единый социальный налог

-

3,1

2,8

2,8

Профицит

2,9

0,9

0,6

0,8

Внутреннее финансирование

-0,1

1,8

0,7

0,8

Внешнее финансирование

-2,8

-1,8

-2,6

-2,6

Уменьшение финансового резерва

-

-0,9

1,3

1,1

*- с учетом средств целевого бюджетного фонда

Получить данные в формате Microsoft Excel 97

Основные характеристики федерального бюджета в 2001-03 гг., млрд. руб.

 

2001

2002

2003

 

Исполнение по отчёту

Оценка Центра развития

Проект Минфина России

Прогноз Центра развития

Доходы всего

1590,7

2199,8

2417,8

2445,9

В т.ч.:

       

Налоговые*

1475,5

1732,1

1906,4

1934,5

Единый социальный налог

-

337,2

365,6

365,6

Расходы всего

1325,7

2106,0

2345,6

2345,3

В т.ч.:

       

Непроцентные*

1094,6

1502,2

1702,5

1702,5

На обслуживание госдолга

231,1

266,6

277,5

277,2

Единый социальный налог

-

337,2

365,6

365,6

Профицит

265,0

-93,8

72,2

-100,6

Внутреннее финансирование

-12,1

193,4

97,4

97,4

Внешнее финансирование

-252,9

-192,5

-343,2

-342,7

Уменьшение финансового резерва

-

-94,7

173,7

144,7

* - с учетом средств целевого бюджетного фонда

Получить данные в формате Microsoft Excel 97

В отличие от предшествующий лет, когда фактический объем ВВП оказывался на 1000 млрд. руб. выше, чем закладывалось в бюджете, в нынешнем и в 2003 гг. степень расхождения между прогнозируемыми и фактическими значениями оказывается небольшой. На 2003 г. мы ожидаем несколько меньший, чем в проекте бюджета, объем ВВП в силу более медленных темпов роста производства и несколько меньшего дефлятора. С другой стороны, Правительство, на наш взгляд, недооценивает уровень поступлений от внешнеэкономической деятельности. По нашей оценке, они достигнут 18,2% налоговых поступлений бюджета (против 17,9% в проекте), в силу более высоких, чем в правительственном проекте объемов импорта и уровня налогов от экспорта нефти и газа.

Приоритеты бюджетных расходов-2003

Как уже указывалось, основополагающим принципом при составлении проекта бюджета 2003 г. остаётся приоритет максимального сокращения внешнего государственного долга. При этом величину непроцентных расходов планируется удержать на существующем уровне (порядка 13,0% ВВП1) при изменении её структуры. Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета в 2003 г. заявлены: судебная реформа, оборона и безопасность государства, наука и образование. Тем не менее, основной рост ассигнований по сравнению с 2002 г. идет по силовому блоку, тогда как расходы на науку, образование и культуру, хотя и повышаются опережающими темпов, имеют значительно меньший удельный вес.

В целом, непроцентные расходы, как планируется, должны снизиться до 13,1%. Эта инерционность не может удовлетворить ни тех, кто видит в их “высоких размерах” препятствие для экономического роста, ни тех, кто, напротив, рассматривает их как недостаточные, с точки зрения модернизации общественного сектора и стимулирования неустойчивого экономического роста. Таким образом, налицо сохранение статус-кво при маневрировании малыми объемами и отсутствии реформирования самого бюджетного процесса, недостатки которого проявляются в хронически избыточных остатках в казначейской системе в начале и в середине бюджетного года.

Основные статьи расходной части федерального бюджета

Статья бюджета

Ожидаемое исполнение 2002 г. (% ВВП.)

Проект бюджета на 2003 г. (% ВВП.)

Рост ассигнований в реальном выражении** (%)

Административно-силовой блок

Национальная оборона

2,72

2,65

102,2

Военная реформа

0,15

0,11

77,7

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

1,72

1,87

114,5

Госуправление

0,54

0,51

99,7

Судебная власть

0,18

0,20

112,6

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

0,08

0,16

210,3

Международная деятельность

0,39

0,38

102,1

Средневзвешенное значение

106,8

Общественный сектор

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

0,27

0,31

118,2

Здравоохранение

0,29

0,30

110,0

Образование

0,73

0,75

107,5

Культура, искусство и СМИ

0,18

0,2

112,3

Средневзвешенное значение

110,6

Народнохозяйственные статьи

Промышленность, энергетика и строительство

0,55

0,48

91,3

Сельское хозяйство и рыболовство

0,27

0,23

90,1

Дорожное хозяйство

0,61

0,61

103,6

Средневзвешенное значение

96,3

Социальная политика*

1,05

1,15

115,2

       

Трансферты регионам

2,51

2,65

110,8

* - без учёта средств, передаваемых во внебюджетные фонды; ** дефлировано дефлятором ВВП.

Получить данные в формате Microsoft Excel 97

Финансирование дефицита бюджета

В 2003 г. планируется продолжить процесс перевода внешнего государственного долга во внутренний. В соответствии с проектом бюджета, чистое привлечение на рынке рублёвых ценных бумаг должно составить 49,7 млрд. руб. В то же время, внешний долг должен сократиться на 10,2 млрд. долл. Для выплаты основной суммы долга будет использован, во-первых, профицит бюджета, который по нашему прогнозу составит порядка 100 млрд. руб., а также средства финансового резерва. При благоприятном сценарии развития событий этих средств должно хватить. Но, тем не менее, с целью иметь пространство для манёвра предусматривается возможность привлечения несвязанных финансовых кредитов в сумме 1,29 млрд. долл.

Среднесрочные перспективы

Рассмотренные Правительством ориентиры доходов и расходов на 2004-2005 гг. указывают на существенных рост бюджетного профицита до 1,1-1,5%ВВП. Этот скачок на фоне сокращающихся платежей по внешнему долгу и декларируемой установки на снижение налоговой нагрузки выглядит необоснованным. На наш взгляд, с 2004 г. Правительство имеет возможность либо существенно снизить налоговые ставки, например НДС – с 20 до 17-18%, либо пойти на повышение непроцентных расходов как минимум на 1% ВВП с целью подтолкнуть экономический рост и особенно процессы технологического обновления экономики.

Угрозы

Основная угроза стабильности бюджетной системы связана с растущим перекосом в межбюджетных отношениях и возможным ростом дефицита совокупных региональных и местных бюджетов. Как показала практика 2002 г., повышение зарплат работникам бюджетной сферы тяжелее всего сказывается на состоянии региональных финансов. Как известно, в проекте федерального бюджета на 2003 г. учитывается возврат ссуд регионами в размере 20 млрд. руб., которые были им выданы в текущем году как раз на выплату зарплат. Но проводимая налоговая реформа, в частности отмена оборотного налога на пользователей автодорог, ведёт к возникновению недостатка средств для исполнения бюджетных обязательств в субъектах Российской Федерации. На данный момент, решение проблемы Правительство РФ видит в сокращении расходов в регионах. Планируется, что непроцентные расходы региональных бюджетов в 2003 г. составят 14,2% ВВП, что ниже как уровня 2001 г. (14,4% ВВП), так и текущего исполнения (по состоянию на 1 августа 2002 г. непроцентные расходы бюджетов территорий составляли 14,6% ВВП). Учитывая обязательства по выплате повышенной зарплаты, регионам придётся существенно урезать все остальные виды расходов. Прежде всего, это коснётся ассигнований на ЖКХ, а также инвестпрограмм. В данных условиях вполне возможна ситуация, когда федеральному центру вновь придётся выделять дополнительные средства регионам, или, как минимум, не рассчитывать на возврат старых долгов.

Комментарий к проекту федерального бюджета на 2003 год/Центр развития


1 Включая расходы целевых бюджетных фондов.

 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад