Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
    

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

Тел. (095) 234 0978 факс (095) 232 9836 http://www.dcenter.ru

КОММЕНТАРИИ

ОТ ФИНАНСОВОГО РЕЗЕРВА К СТАБИЛИЗАЦИОННОМУ ФОНДУ

Минфин России внес в правительство концепцию формирования стабилизационного фонда, который должен заменить существующий в настоящее время финансовый резерв федерального бюджета. Принципиальных различий два: по источникам формирования и по направлениям использования. Если в бюджете 2002 г. источником формирования финансового резерва являлись остатки средств бюджета, образовавшиеся после финансирования плановых расходов, то в стабилизационный фонд будут зачисляться в полном объеме доходы от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также поступления по налогу на добычу полезных ископаемых при цене на нефть, превышающей базовый уровень1.

С точки зрения направлений использования стабилизационного фонда изменения также серьезные. До настоящего времени речь шла одновременно о погашении государственного внешнего долга Российской Федерации, поддержании стабильного уровня расходов федерального бюджета в периоды неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры и о накоплении части доходов от экспорта невозобновляемых природных ресурсов для следующих поколений. Понимание того, что эти задачи не могут быть решены при помощи одного инструмента заставило авторов концепции зафиксировать, что основной задачей стабилизационного фонда является обеспечение максимальной стабильности бюджетной и денежно-кредитной политики в неблагоприятные для российской экономики годы, под которыми подразумеваются периоды снижения мировых цен на нефть и пиковых выплат по внешнему долгу.

В условиях, когда стабилизационный фонд приобретает закрепленные доходные источники финансирования, наиболее важным аспектом его концепции представляется “стоимость” его создания для расходной части бюджета. Для оценки этого “бремени” мы наложили правила формирования стабилизационного фонда на фактическое исполнение федерального бюджета 2000-2001 гг. и на плановый бюджет 2003 г. Проделанное упражнение показывает, что в 2001 г. профицит федерального бюджета был достаточным для того, чтобы “сформировать” стабилизационный фонд без ущерба для непроцентных расходов, но уже в 2002 г. для того, чтобы “сформировать” фонд и сбалансировать бюджет пришлось бы сократить расходы на 0,2% ВВП, а в 2003 г. – на 0,7% ВВП.

Концепция стабилизационного фонда и параметры федерального бюджета,

По нашей оценке, внедрение в предложенном виде концепции стабилизационного фонда в 2004-2007 гг. потребует сокращения непроцентных расходов в среднем на 0,6% ВВП ежегодно, что в любом случае негативно отразится на величине внутреннего спроса и может иметь неблагоприятные социальные последствия.

Немаловажно и то, что концепция создания стабилизационного фонда в нынешнем виде явно вступает в противоречие с идеей снижения налогового бремени в рамках проводимой налоговой реформы. Каждая из них влечет за собой выпадение части бюджетных доходов, в результате чего может увеличиться угроза для стабильности бюджетной системы.

От финансового резерва к стабилизационному фонду //Центр развития, 25.02.2003


1 Базовая цена на нефть рассчитывается как средняя за последние 10 лет и составляет сейчас 18.5 долл./ барр.
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад