Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
    

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос

Нормы Адата и Шариата в жизнь?

События на Кавказе приобретают еще более трагический оборот, чем можно было бы представить. Принимаемые руководством страны меры не дают результата. Возможно, для поиска мира нужны нетривиальные решения, причем во всех сторонах жизни общества.

Жители республики, после всех бед, выпавших на их долю, уже не верят словам о восстановлении, рабочих местах, погашении задолженности по зарплате и пр., им остается верить только реальным поступкам. В этой связи, попробую предложить несколько таких мер в области экономики, которые могли бы быть благосклонно встречены населением. Особо отмечу, что эти меры многим могут показаться спорными, но на то они и нетривиальные.

Во первых, предлагается существенно ограничить на территории Чеченской Республики традиционное банковское кредитование и стимулировать привлечение предприятиями средств только с фондового рынка за счет эмиссии обыкновенных акций. Обоснование – канонический запрет на дачу денег под проценты, существующий в исламе, и рост влияния религии в последнее десятилетие, особенно под влиянием ужасов войны. Вообще-то, полностью отказаться от кредитования под процент невозможно, поскольку проценты, компенсирующие влияние инфляции, религия все же допускает.

Поясню предложение – речь не идет вообще об отказе от предоставления заемных средств, речь идет о том, что кредитор, участвуя в коммерческом проекте заемщика, за свое участие, то есть предоставление кредита, получает долю от прибыли, или, в случае провала проекта, – убытка. Фактически это система, напоминающая уже существующие в российской экономике взаимоотношения в акционерном обществе.

Такой шаг власти, или хотя бы начало масштабных дискуссий на эту тему, могли бы продемонстрировать населению уважение его национальных традиций и религиозных убеждений, а также искренность намерений федеральных чиновников.

Второе – регистрировать все средние и крупные предприятия в Чечне только в форме открытых акционерных обществ и стимулировать создание там рынка акций местных эмитентов. Обоснование – близость менталитета жителей республики не к германской или японской модели корпоративного управления, а к американской. В том числе, в части личного доверия и общественного контроля, личной ответственности и общественной требовательности, многовековых традиций открытости и гласности.

В третьих, – рассмотреть вопрос: вправе ли юридическое лицо быть собственником земель сельхозназначения, и, скорее всего, дать по нему отрицательное заключение. Подоплека здесь такова. Земля – товар очень специфический и должна принадлежать тому, кто ее обрабатывает (это общепризнанный тезис). Фермер – обрабатывает, значит вправе быть собственником. Но юридическое лицо представляет интересы учредителей, которые в подавляющем большинстве случаев заняты иной деятельностью, не обработкой земли.

Далее. Долгие годы в нашей стране существует необсуждаемый, практически ставший каноническим принцип, что производство имеет приоритет над торговлей. Это, также может быть оспорено. Дело в том, что исторически производство чего-либо никогда не было проблемой – все, что удавалось задумать, практически все создавалось. Но, справедливое перераспределение этих товаров и услуг никогда не давалось легко. Более того, можно утверждать, что и в настоящее время этого не достигнуто – достаточно сопоставить доходы разных групп населения, причем не только в разоренной Чечне, но и по России в целом. Таким образом, перераспределение, иначе говоря – торговля, является все же более важной, чем само производство.

Признание этого принципа, также соответствующего требованиям религии, влечет за собой следующую рекомендацию – способствовать росту торговли, созданию максимально большего количества рынков и рыночков, магазинов, палаток, пусть даже временно в ущерб требований санэпидемслужбы, налоговых органов и пр., поскольку в условиях фактической нищеты населения теневой сектор экономики является отдушиной, позволяющей людям выживать. Следует финансировать за счет бюджета обустройство торговых площадок, не дожидаясь пока это сделают сами торговцы. Но, при этом, магазин или рынок должны оставаться частным предприятием, ни в коем случае не государственным унитарным.

Ужесточать требования по линии СЭС, пожарных, милиции, налоговиков и пр. к малому бизнесу в целом и торговле в частности, целесообразно только пропорционально росту экономической активности в республике и благосостоянию граждан, что можно отслеживать через статистические или финансовые данные.

Таким образом, обобщая сказанное, предлагается подстроить экономику региона под житейские представления населения. Тем более, что ее фактически надо создавать заново. Разумеется, предстоит большая подготовительная работа, в том числе по обучению населения вопросам рынка ценных бумаг, составлению нормативных актов. Но, доверие местных жителей, возможно, стоит и больших трудов.

Правда надо признать, что все это скорее всего не будет реализовано. Система российских органов власти не настолько гибка, чтобы так измениться. Большинство их методик функционирования остались неизменными с советских времен. Например, массовое создание унитарных предприятий, отсутствие детализации, выполняемых госслужащими функций, отсутствие гласности и пр.

Поэтому не удивительно, что в их работе порой возникают парадоксальные ситуации. Так, на начало 2002 года на счетах республиканского бюджета лежало 270 млн. рублей, оставшихся от федеральных трансфертов, но в то же время за бюджетом числилась задолженность по зарплате бюджетникам и пособиям на детей на сумму в два раза меньшую. Наличие долгов в условиях наличия ресурсов – ситуация труднопонимаемая.

К середине нынешнего лета остатки на счетах бюджета республики выросли еще в пять раз до 1,1 млрд. рублей.

Магомет Яндиев
к.э.н., доцент
кафедры "Финансы и кредит"
экономического факультета МГУ

Личная страница автора http://maga.econ.msu.ru
e-mail автора: mag2097@yandex.ru

 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад