Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
    

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос

Основные способы предупреждения коррупции в бюджетном процессе

Законодательное регулирование бюджетного процесса

Общественное участие в бюджетном процессе


Козлова Е.Г.

За десять лет реформ в Российской Федерации произошли радикальные перемены во всех сферах жизни. Большинство старых проблем кануло в лету, но их место заняли новые. Одной из наиболее важных проблем является широкое распространение коррупции.

ООН определяет коррупцию как “злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях”. В рамках данной работы коррупция определяется как действие или бездействие должностного лица в своих интересах или интересах другого лица, связанное с использованием публичного ресурса.

Бюджетный процесс является одним из наиважнейших властных процессов. Он включает в себя подготовку, принятие и исполнение. В отличие от коррупции в других областях, коррупция в бюджетном процессе имеет четкую цикличность, т.к. он повторяется с периодичностью раз в год. Еще одним циклическим процессом являются выборы, но, во-первых, их цикл в несколько раз длиннее, а, во-вторых, сроки выборов (и, как следствие, их цикличность) подвержены изменениям.

Коррупция в бюджетном процессе за счет распределения и перераспределения бюджетных средств влияет на все сферы жизни в стране. Чересчур активное развитие одних отраслей и недостаточное – других, перекидывание средств с социальных статей на “бизнес-статьи” приводит к неравномерному развитию различных отраслей и ухудшению социально-экономической ситуации.

В свете всего вышесказанного очень важной представляется необходимость предотвращения коррупции в бюджетном процессе. Основными методами, которыми этого можно достичь, являются общественное участие в бюджетном процессе и его законодательное регулирование.

Законодательное регулирование бюджетного процесса

Так как бюджет является наиболее удобным объектом для коррупции, необходимо жесткое законодательное регулирование бюджетного процесса. Законами многих стран запрещается бесконтрольное использование бюджетных средств и получение чиновниками взяток за выражение “благосклонности” третьим лицам. Федеральный закон “об основах государственной службы Российской Федерации” от 31.07.95 №119-ФЗ запрещает государственному служащему получать от физических и юридических лиц подарки, деньги, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию.

1.01.2000 в Российской Федерации вступил в силу Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 №145-ФЗ, который определяет общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, а также определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за его нарушения.

Также бюджет РФ регулируется следующими законами:

  • Федеральным законом о Федеральном бюджете на соответствующий год;
  • Законом РФ “О бюджетной классификации Российской Федерации” от 15.08.96 №115-ФЗ;
  • Законом РФ “О бюджете развития Российской Федерации” от 26.11.98 №181-ФЗ;
  • Законом РФ “О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации” от 09.07.99 №159-ФЗ.

В соответствие с Бюджетным кодексом РФ нарушением бюджетного законодательства признается следующее:

  • неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджета, утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджета;
  • нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом.

Но наказание за нарушения бюджетного законодательства представляется слишком легким: в большинстве случаев нарушитель отделывается лишь штрафом.

В Санкт-Петербурге бюджетный процесс регулируется следующими законами Санкт-Петербурга:

  • “Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге” от 05.01.96 №155-26;
  • “О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга” от 18.09.98 № 200-39;
  • “О порядке представления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета Санкт-Петербурга” от 07.05.99 №94-17.

Контроль со стороны независимого от Администрации органа – Контрольно-счетной палаты – регламентируется Законом Санкт-Петербурга “О контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга” от 26.05.95 №57-8.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что бюджетный процесс довольно жестко регламентирован, что, однако, не мешает находить лазейки для удовлетворения своих интересов. Поэтому законодательством бюджетный процесс разделен между ветвями власти: составлением и исполнением бюджета занимается исполнительная власть, а принятием и утверждением отчета – законодательная.

Но даже так нельзя полностью исключить возможность коррупции: во время составления бюджета исполнительная власть имеет возможность включить в него нужные себе статьи, а, так как исполнением бюджета также занимается исполнительная власть, то естественно, что “свои” статьи выполняются в первую очередь. Еще одна возможность сокрытия расходов, в которых заинтересована исполнительная власть – наличие статей, крупных по объему финансирования, но без подробной расшифровки.

Для предотвращения коррупции необходим передать процесс составления бюджета в ведение органа, не зависящего от исполнительной власти. В этом случае бюджет будет составляться по обоснованным предложениям исполнительной власти, но не ею непосредственно. Для лучшего контроля за составлением бюджета необходим использование специальных контролирующих органов (для Санкт-Петербурга – Контрольно-счетной палаты). К сожалению, это входит в противоречие с Бюджетным кодексом РФ, где функция составления бюджета отдана исполнительной власти.

Т.о., хотя бюджет и является одним из наиболее привлекательных объектов для коррупции, законодательное регулирование позволяет существенно снизить возможности для его нарушения. Кроме этого, необходим контроль за деятельностью государственных органов, особенно со стороны гражданского общества, т.к. сами законодатели не всегда заинтересованы в решении проблемы коррупции. Одним из наиболее результативных методов предотвращения коррупции является открытость информации о бюджетном процессе.

Общественное участие в бюджетном процессе

Любое решение в бюджетной сфере является “политическим”, т.е. оно должно учитывать сразу несколько различных критериев, зачастую не сравнимых, и всегда существует риск того, что это решение не приведет к ожидаемому эффекту. Такие решения должны быть прерогативой коллективного представительного органа власти, которые и будут нести ответственность за них (граждане непосредственно или представителей).

Для обеспечения участия граждан в бюджетном процессе необходим “прозрачный бюджет”. Первые требования прозрачности были зафиксированы в Кодексе бюджетной прозрачности, опубликованном Международным Валютным Фондом 16.04.98. Этот кодекс носит рекомендательный характер и адресован странам-членам МВФ. Но он имеет ряд ограничений: Кодекс направлен в первую очередь правительствам и подразумевает незначительную степень участия общественности в обсуждении бюджета.

Понятие “прозрачность” включает в себя следующие составляющие:

  • законодательное закрепление распределения функций и ответственности, а также степени общественного участия в бюджетном процессе;
  • реализация этих норм на практике;
  • доступность бюджетной информации;
  • наличие анализа бюджета;
  • возможность влияния на бюджетный процесс (вносить поправки и контролировать исполнение бюджета представителями общественности).

Реализацию “принципа прозрачности” можно проверить, исходя из анализа реализации государственного (муниципального) заказа: используется ли процедура открытого конкурса или все распределяется “за закрытыми дверями”.

Очень часто депутатам на утверждение представляется проект бюджета, в статьях которого отсутствует адресность, их подробная проработка. В этом случае чиновники получают возможность для самостоятельного распределения бюджетных средств на основе личной заинтересованности.

Если же статьи бюджета четко проработаны и имеют четкую адресацию, исполнительная власть может использовать свои методы влияния на депутатов, и становится субъектом коррупции.

Т.о., в связи с недостаточностью контроля со стороны депутатов, снова встает вопрос гражданского контроля или общественного участия.

Общественное участие в бюджетном процессе – это непрерывный двунаправленный процесс взаимодействия между общественностью и властью, включающий в себя:

  • меры, способствующие полному пониманию общественностью механизмов бюджетного процесса;
  • полное информирование общественности о выработки приоритетной бюджетной политики, о ходе разработки, принятия, исполнения и контроля за исполнением бюджета;
  • активный сбор мнений представителей общественности, их восприятии предлагающихся бюджетных приоритетов, а также их предпочтений в отношении бюджетной политики по различным направлениям.

Действующее российское законодательство не содержит конкретных механизмов, направленных на участие общественности в бюджетном процессе в точно означенных процессуальных формах и с определенными правовыми последствиями. В России четко определен лишь принцип гласности бюджетной системы, означающий обязательную публикацию в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Также этот принцип включает в себя открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, включая все спорные вопросы.

В ряде регионов России (например, в Карелии и Псковской области) практикуется участие общественности в обсуждении проекта бюджета. В Красноярске проводятся общественные слушания по вопросам выявления существующих проблем и формирования целевых программ для их решения.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что для решения вопроса коррупции нельзя ограничиваться каким-то одним методом ее предупреждения. Программа предотвращения коррупции в бюджетном процессе должна носить комплексный подход с особым акцентом на исполнение принятых законодательных актов, а также на усиление общественного участия и гражданского контроля за исполнением бюджета.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный Закон Российской Федерации “Об основах государственной службы Российской федерации” от 31.07.95 №119-ФЗ
  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.2000 №145-ФЗ с изменениями и дополнениями на 01.02.01, М., “Проспект”, 2001
  3. Виноградова Т.И., Сунгуров А.Ю. Общественное участие в бюджетном процессе как один из путей предупреждения коррупции // Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества, под ред. Горного М.Б., СПб, “Норма”, 2000
  4. Орешников В.В. Законодательное регулирование бюджетного процесса как средство противодействия коррупции // Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества, под ред. Горного М.Б., СПб, “Норма”, 2000

Козлова Е.Г. Основные способы предупреждения коррупции в бюджетном процессе/Центр "Стратегия"

 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад