Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
  

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос

Тема 5

Доходы бюджетной системы

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

Безвозмездные перечисления

Доходы целевых бюджетных фондов

Контрольные вопросы


В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут наполняться за счет:

Налоговые доходы

Налоговые доходы включают в себя:

В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налог, налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные1.

Неналоговые доходы

Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к неналоговым доходам относятся:

Нужно отметить, что в различных нормативных документах приводится не только разный состав, но и разные группировки неналоговых доходов. Так, например, в соответствии с Бюджетным кодексом финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней относится к группе неналоговых доходов, в то время как в редакции ФЗ “О бюджетной классификации” от 06.05.2003 помощь бюджетам других уровней относится к самостоятельному разделу безвозмездные перечисления.

Структура неналоговых поступлений представлена в следующей таблице.

Таблица 1. Структура неналоговых поступлений в федеральном бюджете и консолидированном бюджете субъектов РФ на 2002 г.

В следующей таблице представлена структура наиболее весомой статьи неналоговых доходов – доходов от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Таблица 2. Структура доходов от имущества в государственной или муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций в федеральном бюджете и консолидированном бюджете субъектов РФ

Вторая по объему поступлений статья неналоговых доходовфедеральном бюджете) – доходы от внешнеэкономической деятельности, которые включают в себя проценты по государственным кредитам и таможенные сборы (взимаемые за таможенное оформление)2.

Безвозмездные перечисления

Согласно Бюджетному кодексу РФ в доходы бюджетов всех уровней могут осуществляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Кроме того, эта статья неналоговых доходов может включать безвозмездные перечисления по взаимным расчетам3.

По источникам поступления безвозмездные перечисления могут быть от:

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы могут быть в форме дотаций, субвенций, субсидий, средств по взаиморасчетам, и др.

Таблица 3. Дотации, субвенции, субсидии, трансферты

Доходы целевых бюджетных фондов

В настоящее время в Российской Федерации на федеральном уровне формируется фонд Министерства РФ по атомной энергии. Фонд формируется за счет выручки, приходящейся на стоимость работ разделения за поставляемый в США низкообогащенный уран. На уровне субъектов РФ доходы целевых бюджетных фондов включают доходы:

  • территориальных дорожных фондов;
  • территориальных экологических фондов;
  • целевых бюджетных фондов субъектов РФ, создаваемых законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

В следующей таблице представлена структура доходов федерального бюджета России.

Таблица 4. Структура доходов федерального бюджета 1998-2002 гг.

Из таблицы видно, что за период с 1998 года доля налоговых доходов стабильно росла, доходы целевых бюджетных фондов падали, а процент неналоговых доходов, значительно упав после 1998 года, вплоть до настоящего времени оставался более или менее постоянным.

Значительное падение доли доходов целевых бюджетных фондов связано с упразднением большего их числа. Если в 1998 году в федеральный бюджет были консолидированы такие фонды как: Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд развития федеральной пограничной службы, Фонд развития таможенной системы РФ и Фонд Министерства РФ по атомной энергии, то к 2001 году в федеральном бюджете остался только последний. Упразднение бюджетных фондов было связано с необходимостью централизации бюджетных средств и сложностями при осуществлении казначейского контроля за их использованием.

Что касается бюджетов субъектов РФ, то также как и на федеральном уровне основная статья доходов – налоговые поступления, однако в отличие от федерального бюджета существенную роль играют безвозмездные перечисления (особенно безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней).

Таблица 5. Структура доходов консолидированного бюджета субъектов РФ 2000-2002 гг.

Основную долю безвозмездных перечислений в доходы консолидированного бюджета субъекта РФ на протяжении последних трех лет составляют безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней.

Таблица 6. Структура безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней в доходы консолидированного бюджета субъектов РФ в 2000-2002 гг.

Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, выделяемые из ФФПР, и субвенции формируют большую часть безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней в консолидированные бюджеты субъектов РФ (см. тему 9).

В зависимости от источников поступления бюджетные доходы делят на собственные и регулирующие. В соответствии с Бюджетным кодексом, собственными доходами являются те, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом законодательством РФ. К собственным доходам относятся:

  • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • другие неналоговые доходы и безвозмездные перечисления за исключением финансовой помощи.

Собственные налоговые доходы покрывают менее 15% расходных потребностей региональных и местных бюджетов4. Основная часть доходов субфедеральных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Налоги (федеральные и региональные – для местных бюджетов), по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе называют регулирующими.

Рассмотрим структуру налоговых поступлений отдельного субъекта РФ.

Таблица 7. Структура налоговых доходов бюджета Республики Карелия в 2002 году

Как видно из таблицы, большую часть налоговых поступлений бюджета. Карелии составляют налог на прибыль организаций и подоходный налог с физических лиц.

Налог на прибыль организаций, будучи федеральным налогом, взимается по разным ставкам в федеральный, региональный и местные бюджеты. По сути, налог на прибыль предприятий, зачисляемый в федеральный бюджет и налог на прибыль предприятий, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, – это разные налоги, эксплуатирующие одну и ту же налоговую базу. Таким образом, поступления от налога на прибыль предприятий, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, являются собственными налоговыми доходами бюджета субъекта РФ.

В отличие от налога на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц для субъектов РФ является регулирующим. Этот налог также является федеральным, но доля поступлений от него, приходящаяся на федеральный, региональные и местные бюджеты, может варьироваться. Например, в 2000 году 16% поступлений от этого налога приходилось на федеральный бюджет, а соответственно 84 % - на консолидированный бюджет субъекта РФ; в 2001 году доля, перечисляемая в федеральный бюджет, сократилась до 1%, а, начиная с 2002 года, 100% доходов от данного налога перечисляется в бюджеты субъектов РФ. Доходы от налога на доходы физических лиц являются закрепленными для бюджетов субъектов РФ.

Следует заметить, что в отношении собственных и регулирующих доходов существует некоторая терминологическая путаница, связанная с нечеткостью нормативных определений. В этой связи в научной литературе и средствах массовой информации, можно встретить различные и отличающиеся от нормативных толкования этих терминов. Так, например, специалисты Экономической экспертной группы определяют собственные доходы региональных бюджетов как полные доходы за вычетом всех безвозмездных перечислений (за исключением отрицательных перечислений, учитывающих передачу средств в целевые бюджетные фонды).

Контрольные вопросы

Бюджетная система Российской Федерации. Дистанционный учебный курс


1 Распределение налогов, устанавливаемых в РФ между различными уровнями бюджетной системы приведен в теме 9. Полный список различных видов налогов см. в Налоговом кодексе (гл. 2, ст. 13-15)

2 Нужно заметить, по отношению к таможенным сборам между Бюджетным кодексом и Федеральным законом “О бюджетной классификации” есть противоречие, т.к. в соответствии с Бюджетным кодексом таможенные сборы признаются налоговыми доходами, в то время как закон “О бюджетной классификации” относит таможенные сборы к доходам от внешнеэкономической деятельности, которые являются неналоговыми.

3 Под взаимными перечислениями понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

4 Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. (Проект) / Министерство финансов РФ.

  
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад