Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
    

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос

Глоссарий

Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета – в странах, имеющих федеральное устройство, доходы центрального государственного бюджета. В каждой стране используется собственная система формирования доходов центральных и местных бюджетов, но с учетом опыта других стран, т.е. на основе своих возможностей и мировой практики. Налоговый кодекс страны, другие законы определяют содержание и состав налоговой системы как основы формирования доходов каждого бюджета.

Д.ф.б. РФ ежегодно утверждаются Федеральным Собранием в законе, который подписывается Президентом РФ. Они состоят из доходов федерального уровня и части доходов субъектов РФ. В Д.ф.б. указываются поступления доходов по источникам.

Налоговые доходы: налог на доходы (прибыль) предприятий и организаций; НДС; акцизы; лицензионные и регистрационные сборы, налог от приватизации и продажи государственного имущества федерального значения; налог с доходов от внешней торговли; налоги на внешнеэкономические операции; платежи за пользование природными ресурсами.

К неналоговым доходам относятся доходы от приватизации и продажи собственности (федеральной), от арендных сборов, пошлин и др. К ним относятся доходы целевых фондов.

Среди Д.ф.б. по своей величине и значимости для формирования доходов всех видов бюджетов РФ выделяются основные: НДС, налог на прибыль (доходы от капитала), акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и др.

Все эти Д.ф.б., но это не означает, что все суммы поступлений по ним зачисляются только в федеральный бюджет. Ежегодно устанавливаются или пересматриваются размеры (в %) зачисления доходов в федеральный бюджет. Так, в установленном законом проценте зачисляются в Д.ф.б. налоги: НДС, например в 1997г. - 75% по товарам российского производства и 100% - иностранного; акцизы - по импортируемым товарам полностью, а по спирту, водке и ликеро-водочным изделиям российского производства - только 50%. Следовательно, Д.ф.б. частично поступают на формирование доходов нижестоящих бюджетов. Практикуется и обратное, когда законодательно устанавливаются отчисления в федеральный бюджет части доходов (налогов) регионального уровня, например по налогу на физических лиц, по арендным доходам, по земельному налогу. Это означает, что в РФ нет полного закрепления налогов и доходов федерального, регионального и местного уровня за их бюджетами. Функционирует система отчислений по устанавливаемым законом нормативам от федеральных налогов в региональные, из региональных доходов - в местные бюджеты.

В условиях кризиса экономики, финансов, бюджета положение с формированием доходов бюджетов осложняется. Мобилизация налогов (их сбор) приобретает жесткий характер, в ответ налогоплательщики уходят в теневую экономику, составляющую в экономике страны в конце 1990-х гг. не менее 40%. Такое положение создалось в значительной мере из-за недостатков принятой налоговой системы, хотя в целом доля налогов в ВВП в РФ (33%) не выше доли в США, Канаде, Японии, Италии, Германии (40%). Но по сравнению с этими странами доля налога с прибыли предприятий у них значительно ниже (в 4-6 раз), наоборот, доля подоходного налога с населения (физических лиц) в РФ сравнительно низка.

Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002, с.126

Поиск документов по термину "Доходы федерального бюджета"

 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад