Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
    

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос

Глоссарий

Бюджетный процесс

бюджетный процесс - определенная законами деятельность органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета на очередной год. В РФ в соответствии с Конституцией (ст. 117) составление бюджета и его исполнение находятся в компетенции органов исполнительной власти — Правительства РФ, министерств, рассмотрение и утверждение федерального бюджета возложено на Президента РФ, Федеральное Собрание РФ — Совет Федерации и Государственную Думу. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты, устанавливают местные налоги и сборы (ст. 132).

Б.п. трудоемок и длителен: более полугода составляется проект бюджета, год бюджет исполняется, затем составляется отчет об исполнении бюджета с принятием закона. В среднем это 2—2,5 года. В Б.п. в той или иной мере, на той или иной стадии принимают участие все органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, все предприятия, АО, организации и учреждения, все население, его общественные организации.

Формирование проекта федерального бюджета РФ — главная задача Бюджетного департамента Министерства финансов РФ, тесно взаимодействующего со всеми другими департаментами своего министерства, с Министерством экономики, Федеральным Собранием РФ МНС РФ и др. Возможна разработка проекта бюджета иными органами. Началом работы над проектом бюджета очередного года выступает Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию, в котором представлен прогноз социально - экономического развития страны в планируемый период, ставятся конкретные задачи по экономии и сокращению расходов, повышению их действенности, по укреплению доходной базы бюджетов через экономический рост и др. Составленный Министерством финансов РФ проект федерального бюджета на основе включения в него всех финансовых планов и смет (по статьям, связанным с бюджетом) и в соответствии с подразделениями бюджетной классификации представляется в Правительство РФ. Там он детально рассматривается, уточняется, решаются возникшие разногласия и, наконец, принимается и с заключением по нему представляется в Федеральное Собрание РФ.

Рассмотрение проекта бюджета в комитетах и комиссиях Государственной Думы, на ее заседаниях заключается в тщательной проверке экономической обоснованности цифр каждой статьи доходов и расходов проекта бюджета, его дефицита. К этой работе привлекаются группы специалистов (в комиссиях). Положительный результат голосования депутатов по разделам проекта бюджета означает его принятие. Принятый бюджет передается в Совет Федерации на одобрение, а после этого — на подпись Президенту РФ, и в случае его подписания издается закон о бюджете на год. Принятый закон должен быть выполнен, что является содержанием заключительного этапа Б.п.

Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002, с.46

Поиск документов по термину "Бюджетный процесс"

 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад