Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
  

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос

В. ВОЛКОВ,
кандидат экономических наук,
зам. начальника отдела Минэкономики Российской Федерации,
Г.КУРАНОВ,
кандидат экономических наук,
начальник отдела Минэкономики Российской Федерации

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ: ВТОРОЙ ГОД РЕФОРМЫ

Два года Россия живет в условиях радикальной экономической реформы. По существу, завершен демонтаж административно-командной системы управления, ушли в прошлое централизованное распределение ресурсов, фондирование и лимиты. Динамично и масштабно проходит трансформация государственной собственности путем приватизации и акционирования. Активно идет нормотворческий процесс, позволяющий разработать правовую и законодательную базу для углубления экономической реформы, развивать предпринимательство и конкуренцию, формировать рынок ценных бумаг, земли, недвижимости. Создана новая налоговая система. Сформирована таможенная служба.

Целенаправленно создаются условия по изменению ориентиров деятельности товаропроизводителей, поддержке инициативных людей. Формируется главное действующее лицо рыночной экономики - новый инициативный и ответственный хозяйствующий человек.

Несмотря на продолжающееся действие ряда долговременных факторов (разрыв хозяйственных связей, тяжелое валютное положение и др.), развитие экономической ситуации в России сегодня в значительной степени определяется ходом осуществления экономической реформы, последовательностью и скоординированностью проводимых преобразований.

Первый период реформы (начало 1992 г.) проходил под активным воздействием либерализации цен, хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, а также жестких мер по финансовой стабилизации. Все это позволило к середине 1992 г. нормализовать потребительский рынок, замедлить инфляционные процессы, сократить бюджетный дефицит. Производство начало испытывать ограничивающее воздействие потребительского спроса, формировались условия для начала структурной перестройки в отраслях, "отсечения" неэффективных, отсталых производств, без чего кризис в народном хозяйстве реально преодолен быть не может.

Однако последовавшее массовое, без целевой структурной селекции кредитование хозяйства, лишь временно "загасившее" актуальность неплатежей (которая вскоре стала вновь воспроизводиться), затормозило структурные преобразования. Конечно, часть кредитов носила сезонный характер и была вынужденной (АПК, завоз товаров на Крайний Север). Однако масштабы роста кредитов Центрального банка в этот период (в III квартале 1992 г. - на 185%) были чрезмерными. Не решив проблему оживления производства, кредитные инъекции значительно ухудшили финансовую ситуацию в экономике. В результате страна вошла в 1993 год со значительным спадом производства (19% - по валовому внутреннему продукту, 18% - по промышленности), c резким, почти вдвое, уменьшением инвестиционной активности, угрожающе высокими темпами инфляции, составившими 25-27% в месяц, кризисом взаимных платежей предприятий, ощутимым снижением уровня жизни подавляющей части населения.

Тем не менее в 1993 г. в сложных условиях политического противоборства удалось сделать существенные шаги по дальнейшему продвижению реформы. Усилия были сконцентрированы на проведении умеренно жесткой финансовой и денежно-кредитной политики с целью обуздания инфляции, на динамичном продолжении процесса приватизации, принятии конкретных мер по поддержке производства и инвестиций, дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности на основе ограничения сферы лицензирования и квотирования, сокращения импортных дотаций и перехода к единому валютному курсу рубля и других направлений.

Одной из важнейших составляющих антиинфляционной политики явилось принятие с первых месяцев года жестких мер по оздоровлению бюджета, прежде всего по сокращению его расходов. Так, отношение расходов консолидированного бюджета к валовому внутреннему продукту в III квартале 1992 г. составило 34,5%, в IV квартале - 40,7%. В I полугодии 1993 г. тенденция сменилась на противоположную: в I квартале указанное отношение снизилось до 36%, во II - до 27%.

В начале II полугодия расходы бюджета вновь значительно возросли, составив в III квартале по отношению к ВВП 41%. Этому способствовало привлечение кредитов Центрального банка, полученных в конце июня 1993 г. на инвестиционные нужды и конверсию. В результате, если во II квартале дефицит консолидированного бюджета снизился до 1% к ВВП, то в III квартале он возрос до 6%, по итогам года бюджетный дефицит составил 6% ВВП, а с учетом расходов, связанных с кредитованием стран СНГ, льготным кредитованием предприятий, субсидированием централизованного импорта, - около 10% ВВП.

Таким образом, говорить о решении финансовых проблем еще рано. Кроме того, необходимость расчетов по задолженности в 1993 г. государства сельскому хозяйству, оборонным и некоторым другим отраслями, а также предстоящая выплата заработной платы работникам ряда бюджетных отраслей, по существу, переносят часть бюджетной нагрузки на текущий год.

С напряжением проходит формирование доходной части бюджета. Спад производства усугубляется отсутствием должной налоговой дисциплины налогоплательщиков. По экспертным оценкам департамента налоговой полиции, до 30% налогов, причитающихся бюджету, утаивается налогоплательщиками. Ситуацию обостряет несвоевременность поступлений платежей в федеральный бюджет из регионов, включая прямой отказ от выполнения финансовых обязательств перед федеральным бюджетом некоторыми областями России.

Более последовательно, чем в первый год реформы, в 1993 г. осуществлялась денежно-кредитная политика . Этому способствовало Соглашение между правительством и Центральным банком, закрепившее ключевые ориентиры развития кредитно-денежной сферы России. В ходе его реализации были значительно сокращены масштабы кредитования экономики Центральным банком как по линии кредитов правительству, так и особенно коммерческим банкам: среднемесячные темпы прироста кредитования ЦБ коммерческих банков в 1993 г. составляли 13-15%, что более чем в 2 раза ниже показателей 1992 г. Центральным банком проводилась жесткая политика в области ставки рефинансирования коммерческих банков, результатом которой явилось постепенное сближение к осени 1993 г. рыночной ставки процента и его учетной ставки. К этому моменту были отменены и льготные кредиты.

Существенные шаги делались по упорядочению системы расчетов России с республиками бывшего СССР. С мая 1993 г. практически прекращено техническое кредитование их центральных банков. Выделяемые кредиты проводятся только через бюджет и контролируются правительством.

В результате проведенных мер в 1993 г. замедлилась динамика денежной массы. Так, в критическом III квартале 1992 г. рост денежной массы (М2) составил 216%, в соответствующем периоде 1993 г. - 161%. В целом за 1993 г. среднемесячные темпы роста денежной массы сократились до 14% против 24% в июне - декабре 1992 г.

Одним из итогов рассмотренных мер в сочетании с изменением системы обязательной продажи валюты (только через рынок), снижением импортных дотаций и поступлением на валютный рынок страны около 2 млрд. долл. МВФ и МБРР явилось улучшение позиций российского рубля и относительная стабилизация его курса по отношению к доллару, по существу, в течение всего второго полугодия 1993 г.

Проводимая ограничительная кредитно-денежная политика позволила несколько ослабить инфляционное давление на экономику, без ее осуществления не удалось бы предотвратить гиперинфляцию. Сводный индекс потребительских цен уменьшился с 26% в январе 1993 г. до 18% в мае, а после резкого роста к концу лета до 26% (что во многом было обусловлено освобождением цен на уголь и повышением закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию нового урожая) вновь неуклонно сокращался, достигнув 13% в декабре.

Аналогичный характер имела динамика индекса цен предприятий -производителей на промышленную продукцию. Хотя в 1993 г. сохранялся опережающий рост цен производителей над потребительскими ценами, он не был столь высоким, как в 1992 г., и, следовательно, не оказывал такого давления, как в предыдущем году, на дальнейшее развитие инфляционных процессов. Поэтапная либерализация цен на энергоресурсы не привела к резкому удорожанию всей продукции. Всплески роста цен на энергоносители и продукцию предприятий в сопряженных отраслях наблюдались лишь в моменты очередного пересмотра уровней регулируемых цен.

Вместе с тем инфляция остается достаточно высокой и говорить об окончательном переломе тенденции в ее динамике преждевременно. В целом за 1993 г. рост потребительских цен составил 9,4 раза, цен производителей в промышленности - 10 раз. Анализ показывает недостаточно жесткую по мере усиления рестрикционных мер корреляцию между "сжатием" денежной массы и динамикой инфляции. При отсутствии реального механизма банкротства предприятий (в условиях сохранения их ограниченной финансовой ответственности) ужесточение кредитно-денежной политики усиливает напряженность финансового состояния предприятий, закладывает предпосылки нового платежного кризиса и в меньшей степени способствует торможению роста цен.

С января по июль 1993 г. просроченная задолженность поставщикам по отношению к денежным средствам на счетах предприятий в промышленности и строительстве сократилась с 128 до 85%, однако начиная с августа она постоянно нарастала, составив в ноябре 137%. Особенно низкая платежеспособность на предприятиях сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Хотя относительная величина неплатежей в 1993 г. оставалась намного меньшей, чем в предыдущем году, "чувствительность" предприятий к ним существенно повысилась. К концу 1993 г. значительно возросло количество простаивающих предприятий, и увеличились потери рабочего времени. Так, в июне простаивало 2,2 тыс. предприятий и производств, в ноябре - 2,8 тыс., в декабре - 3,3 тыс. В январе 1994 г. на 3,8 тыс. предприятий наблюдались длительные остановки всех или отдельных производств. Потери рабочего времени возросли с 7 млн. человеко-дней в июне 1993 г. до 13,8 в ноябре, 19 - в декабре и 20 млн. человеко-дней - в январе 1994г. Резервы, лежащие на поверхности, во многом исчерпаны. Теперь главная причина спада производства - ограничения спроса, отсутствие денег и заказчиков, а не разрывы хозяйственных связей.

Быстрыми темпами в 1993 г. шли процессы разгосударствления и приватизации. Укрепляются позиции негосударственного сектора экономики, в котором сейчас непосредственно занято уже свыше 30 млн. человек, или более 40% работающих. Лидирующее положение занимает приватизация муниципальной собственности, вступившая в стадию своего завершения. На конец 1993 г. малой приватизацией было охвачено около 70% предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Набирает силу процесс трансформирования государственной формы собственности в производстве. Так, в промышленности по состоянию на 1 ноября 1993 г. в частной и смешанной формах собственности находилось более трети крупных и средних предприятий, выпускающих около 40% промышленной продукции. Наибольшее распространение получили негосударственные формы собственности в промышленности стройматериалов (44% всех предприятий), в легкой промышленности (51%) и в пищевой (36%).

Начался переход к формированию единого сельскохозяйственного рынка страны, регулируемого новыми рыночными методами. Основной организационно-правовой формой хозяйствования на селе становятся товарищества различных типов (число их составило 11,5 тыс.). К настоящему времени на долю сельхозпредприятий государственной формы собственности приходится не более 15% сельскохозяйственных угодий и стоимости произведенной продукции.

Все эти процессы дополняются приобретением в собственность гражданами недвижимости, прежде всего квартир. Всего на конец 1993 г. приватизировано 8,6 млн. квартир, или 24% от общего числа.

Однако количественные параметры приватизации (нарастание темпов и масштабов) превалируют над качественными, которая пока еще не в полной мере реализует свои потенциальные возможности, слабо влияет на характер производства и его эффективность. В ряде случаев дополнительные издержки вызывались допущенными при приватизации нарушениями технологических связей. В целом размеры спада выпуска продукции, динамика производительности труда примерно одинаковы по промышленным предприятиям различных форм собственности. Доля частной собственности в общем объеме производства невелика (менее 5%), и она пока не может оказывать существенного влияния на формирование конкурентной среды.

В условиях острого недостатка финансовых ресурсов, необходимости сдерживать инфляцию тем не менее принимались меры по поддержке производства . Так, для сдерживания падения объемов добычи нефти стимулировался ввод в эксплуатацию неработающих скважин и новых нефтяных месторождений на основе установления дополнительных квот и лицензий по экспорту нефти, необходимых для оплаты этих работ, а также льгот по уплате таможенных пошлин. Аналогичного рода государственная поддержка оказывалась ряду предприятий черной и цветной металлургии в проведении технического перевооружения и реконструкции. Существенная помощь в форме государственных кредитов и дотаций была оказана оборонным отраслям и АПК. Принимались также оперативные меры по поддержке отдельных производств.

Все это позволило несколько стабилизировать ситуацию, предотвратить обвальный спад производства. Во всех отраслях промышленности, кроме топливно-энергетического комплекса (из-за угольной и газовой промышленности), темпы снижения производства замедлились по сравнению с 1992 г. В 1993 г. возросло производство отдельных видов товаров длительного пользования и пищевой промышленности. Несколько замедлились темпы спада сельскохозяйственного производства. Вместе с тем инерцию экономического спада преодолеть не удалось. Валовой внутренний продукт в целом за 1993 г. был на 12% ниже, чем в 1992 г., промышленное производство - на 16%.

В начале 1994 г. спад промышленного производства усилился и составил в январе 23,1% (больше, чем год назад). При относительно умеренном снижении производства в отраслях топливно-энергетического комплекса (на 8%) и металлургическом комплексе (на 15,1%) наибольший спад произошел в отраслях обрабатывающей промышленности: в машиностроении - на 51,5% (остановка ряда крупных предприятий), в химической и нефтехимической промышленности - на 33,2%, в лесной промышленности - на 40,5%. Вызывают тревогу масштабы снижения производства в легкой промышленности - на 27,3% и в пищевой - на 18,8%, что ухудшает возможности для обеспечения социальной ориентации экономики.

По объемам и факторам сокращения производства в 1993 г. сложились три группы отраслей и крупных производств:

1. Ситуация нормализуется (спад не более 5%) и даже происходит рост физических объемов производства. К ним можно отнести выпуск товаров длительного пользования, таких, как холодильники, телевизоры и др. и ряд товаров пищевой промышленности.

2. Снижение выпуска хотя довольно значительно, но не превышает темпа спада по промышленности в целом - отрасли ТЭК (кроме нефтепереработки). Решающими в этой группе являются ресурсные ограничения.

3. Снижение выпуска превышает спад в промышленности: инвестиционное и наукоемкое машиностроение, целлюлозно-бумажная, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность. В этих отраслях доминирующими являются спросовые ограничения, которые предопределяют сохранение тенденции сокращения производства и в текущем году.

В машиностроении, химической промышленности и ряде других отраслей идет свертывание производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень промышленности. Положение усугубляется тем, что доля инвестиций в этих отраслях, в том числе обеспечивающих выпуск наукоемкой продукции, остается незначительной.

Продолжают функционировать и неэффективные в новых условиях производства. Сырье и материалы потребляются в значительных объемах при сокращении выпуска готовой продукции. Возросли энергоемкость и металлоемкость производства.

Помимо спросовых ограничений и низкой инвестиционной активности, на снижение эффективности производства существенное влияние оказывают и организационно-технологические факторы, в том числе институционального характера. В частности, государственные предприятия не только не подотчетны центру, но и не имеют реального владельца. На таких предприятиях образовался "вакуум" собственности, что предопределяет необходимость проведения в 1994 г. реформы управления государственными предприятими на принципах "отделения финансов предприятий от финансов государства". Только в этом случае заработает механизм банкротств неэффективных предприятий. При действии такого механизма и корректировке приоритетов государственной структурной политики в направлении учета социальных ограничений, а также при переходе от глобальных приоритетов к "точечным" станет реальным обеспечение селективной поддержки отдельных производств и объектов.

В 1993 г. усилились негативные тенденции в использовании научно-технического потенциала страны. Резко сократился спрос производства на научно-техническую продукцию. По экспертным оценкам, в настоящее время около одной пятой НИИ находятся в состоянии фактического распада. В самом кризисном положении оказался сектор военных разработок. Затраты на науку в ВВП сократились с 3,6% в 1990 г. до 1,3% в 1993 г. Финансирование гражданских НИОКР в прошлом году составило 72,9% от предусмотренного, научные организации не получили около 300 млрд. руб. Наука финансировалась помесячно и по остаточному принципу. Условия функционирования (уровень зарплаты и ассигнования на исследования) в науке сейчас хуже, чем во многих других отраслях экономики.

В 1993 г. продолжалось снижение инвестиционной активности, но с меньшим по сравнению с предыдущим годом темпом. Объем капитальных вложений снизился по сравнению с уровнем 1992 г. на 16% , подрядных работ - на 8%. Общий объем инвестиций в российскую экономику из внутренних источников составил лишь 51% от уровня 1991 г.

Высокая инфляция в экономике и спад производства отрицательно сказались на развитии инвестиционных процессов. Особенно сильно инфляция повлияла на собственные возможности инвестиций в производственной сфере. Существенно сократился основной источник капитальных вложений - амортизационные отчисления. Доля прибыли, направляемая на инвестиции, снизилась с 13,3% в 1991 г. до 9,3% в 1992 г. и до 7,8% в 1993 г. В результате собственных средств предприятий оказалось недостаточно не только для расширенного, но и простого воспроизводства основных фондов в условиях резкого нарастания изношенности производственного аппарата страны.

Высокие темпы инфляции ограничили и возможности предприятий для заимствования средств у банков. И без того незначительная доля долгосрочных кредитных вложений снизилась с 4,9% в начале 1993 г. до 3,4% к концу года.

Не оказывают пока существенного влияния на российскую экономику иностранные инвестиции. Несмотря на удвоение числа действующих предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), их доля в объеме промышленного производства России не превысила 2,5%. Обращает на себя внимание неравномерность масштабов иностранных инвестиций в отдельных ПИИ. По оценке, сделанной на основе отчетов 1537 ПИИ, фактический приток инвестиций по этим предприятиям определяется приблизительно в 1,5 млрд. долл., в том числе на 19 из них (1,3%) пришлось 57% общего объема инвестиций и каждое получило не менее 10 млн. долл. На вторую группу реципиентов (от 1 млн. до 10 млн. долл.) - 123 предприятия (8%), -пришлось 25% инвестиций. Всего лишь 18% инвестиций поступило на 1395 предприятий, то есть в среднем по 170 тыс. долл.

Вместе с тем в инвестиционной сфере наметились предпосылки к улучшению положения. Введенные налоговые льготы для инвесторов создают условия для активизации деятельности инвесторов из числа новых институциональных структур - акционерных обществ, частных предпринимателей, товариществ, а также индивидуальных застройщиков. Возросла доля акционерных обществ в общем объеме капитальных вложений до 29% в течение 1993 г. по сравнению с 19% в первом полугодии и 6,7% в 1992 г.

1993 год характеризовался образованием новых институциональных структур - инвестиционных фондов и корпораций, развитием фондового рынка, деятельность которых ориентирована на ликвидацию разрыва между сбережениями населения (их доля в структуре валовых сбережений за год существенно возросла - примерно на 10%) и объемами инвестиций, на создание условий для перелива капиталов. Происходят изменения в строительном комплексе в направлении формирования рынка подрядных работ, повысилась доля работ, выполняемых негосударственными организациями.

В конце 1993 г. подготовлен новый комплекс мер по повышению инвестиционной активности, формированию механизма смешанного финансирования крупных инвестиционных проектов, стимулированию частных отечественных и иностранных инвестиций. С начала 1994 г. ведется работа по проведению переоценки основных фондов. Все это позволяет надеяться на стабилизацию инвестиционного процесса в текущем году.

Наметились некоторые позитивные изменения в социальной сфере. Восстановлен и активно функционирует потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. Расширилось товарное предложение, общий объем товарооборота в 1993 г. превысил уровень предыдущего года на 2%. На 11% увеличились денежные доходы населения, правда, это не могло существенно повлиять на уровень жизни, поскольку в целом за 1992-1993 гг. рост потребительских цен опередил в 1,8 раза рост денежных доходов. В структуре потребительских расходов населения в 1993 г. начал снижаться удельный вес расходов на продовольствие.

Хотя уровень официально зарегистрированной безработицы в целом по России остается довольно незначительным (1,1% экономически активного населения), характерным для современного состояния рынка труда является накапливаемая на предприятиях скрытая безработица. По оценкам Минэкономики России, масштаб скрытой безработицы, связанной только со спадом производства, составлял на конец 1993 г. 7,7 млн. человек.

Опережающие темпы роста цен и тарифов на платные услуги (за 1993 г. в 24 раза) поставили в критическое положение почти все предприятия сферы услуг, особенно в сельской местности; объем бытовых услуг за последние 3 года сократился в 5 раз.

Усиливается дифференциация экономического и социального положения регионов России. С одной стороны, в 1993 г. замедлилось по сравнению с предыдущим годом снижение промышленного производства в индустриально развитых экономических районах - Центральном, Западно-Сибирском, Северо-Западном и Волго-Вятском, удельный вес промышленного производства которых составляет более 40% общего объема по России. Наиболее существенно замедлилось снижение производства в Центральном экономическом районе (с 23% в 1992 г. до 15% в 1993 г.). Наименьшее сокращение промышленного производства (менее чем на 6%) отмечено в Ульяновской, Нижегородской, Белгородской и Томской областях, в республиках Хакасия и Саха (Якутия). С другой стороны, в 16 регионах произошло сокращение объемов производства более чем на 20%. Наибольшее сокращение производства отмечается в республиках Северного Кавказа, в Еврейской автономной области, Республике Калмыкия, Читинской и Калининградской областях, в Таймырском и Коми-Пермяцком автономных округах.

Продолжает оставаться нестабильной и сложной обстановка в регионах, специализирующихся на топливно-добывающих отраслях, что связано прежде всего с большим объемом неплатежей потребителей и снижением финансирования поисковых геологоразведочных работ, а также в регионах с преобладанием обрабатывающих отраслей промышленности, ориентированных на производство средств производства, из-за сокращения спроса на эту продукцию, сильной зависимости от поставок сырья и комплектующих изделий.

Напряженным остается внешнеэкономическое и валютное положение страны. Несмотря на значительное в 1993 г. положительное сальдо баланса по текущим валютным операциям (как результат прежде всего существенного сокращения импорта), в России ощущается недостаток валютных средств для поддержания необходимой инвестиционной активности, обеспечения структурной перестройки и погашения внешнего долга. Из общей суммы прироста валютных средств на счетах предприятий и коммерческих банков, оцениваемой в 21-22 млрд.долл., значительная часть находится на депозитных счетах в зарубежных банках.

Из-за внутренних экономических причин и ухудшения для России конъюнктуры мирового рынка на сырьевые товары (на долю которых приходится около 80% российского экспорта) снизилась эффективность внешней торговли страны. Ситуация усугубляется действиями отдельных отечественных экспортеров, увеличивающих экспорт, не считаясь с фактическими материальными затратами, практикующих продажу ряда важнейших экспортных товаров по ценам существенно ниже мировых и подрывающих внешнеторговый авторитет страны.

Таким образом, на этапе экономических реформ, которым отмечен 1993 год, налицо как значительное продвижение по ряду направлений создания механизма рыночной экономики, так и трудности, обусловленные и неизбежными затратами переходного периода, и наследством деформированной экономики, и серьезными ошибками в осуществлении самой реформы, усугубленными конфронтацией политических сил в 1993 г.

Опыт осуществления экономической реформы в 1993 г. позволил уточнить конкретное содержание основных направлений Программы правительства Российской Федерации по развитию экономических реформ в рамках принятого курса. Важнейшими составляющими реализации этого курса в 1994 г. являются следующие.

Проведение умеренно жесткой финансовой и денежной политики, направленной на заметное сокращение в текущем году темпов инфляции, уменьшение бюджетного дефицита, улучшение финансового положения предприятий.

Предусматривается реформировать налоговую систему, укрепить доходную часть бюджета, повысить финансовую дисциплину и эффективность использования государственных средств, а также средств внебюджетных фондов на основе их консолидации в бюджете, поэтапно сократить дотации неэффективным секторам экономики. В доходной части бюджета повысится доля доходов от использования государственной собственности - природных и финансовых ресурсов, государственных предприятий.

Одновременно резко сужается практика льготного кредитования, освобождения от налогообложения, предоставления других льгот и преференций. Льготные кредиты намечается использовать только для реализации высокоэффективных инвестиционных и конверсионных проектов.

Продолжение институциональных преобразований, реформирование государственных предприятий, изменения в практике приватизации. "Ваучерная" приватизация закончится в стране к 1 июля 1994 г. Будут полностью приватизированы предприятия легкой промышленности, промышленности строительных материалов и автотранспортные предприятия. Продолжится приватизация средних и крупных предприятий ведущих отраслей промышленности. Это повысит эффективность их работы, освободит государство от дорогостоящих субсидий.

Приватизация должна проводиться с учетом сохранения жизнеспособных технологических комплексов, укрепления устойчивых хозяйственных связей и внутрипроизводственной кооперации. При этом важно препятствовать образованию на месте одного государственного монополиста нескольких негосударственных, ограничивая тем самым появление множества очагов роста цен. Предстоит по-новому решать вопросы оценки приватизируемого имущества, предоставляемых льгот, порядка и условий продажи предприятий или принадлежащих государству пакетов акций.

Главный смысл реформы государственных предприятий - установление более жесткого контроля за деятельностью тех из них, которые пока остаются в собственности государства.

Обеспечение селективной государственной структурно-инвестиционной политики. Опираясь на ограниченные реально имеющиеся в руках правительства средства, надо стремиться к тому, чтобы в максимальной степени переключать их с дотаций и субсидий, других непроизводственных расходов на высокоэффективные инвестиции, дающие быстрый рост производства пользующейся спросом продукции, позволяющие существенно снижать издержки, повышать эффективность и конкурентоспособность российских предприятий.

Главной задачей инвестиционной политики в 1994 г. является формирование благоприятной среды, способствующей инвестированию со стороны негосударственного сектора, а также государственной поддержке важнейших жизнеобеспечивающих производств, объектов инфраструктуры и социальной сферы.

Необходимость нормализации инвестиционной деятельности в стране предопределяет переход к новым принципам централизованного финансирования инвестиционных проектов. Размещение централизованных инвестиционных средств государства будет осуществляться на принципах смешанного финансирования преимущественно на контрактно-конкурсной основе. Основными критериями будут служить высокая эффективность и быстрая окупаемость инвестиционных проектов. Безвозвратное бюджетное финансирование предусмотрено только для объектов социальной направленности, не имеющих собственных источников финансирования (Программа ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, строительство жилья для военнослужащих и др.).

Активизация социальной политики. Важнейшими приоритетами социальной политики в 1994 г. являются: достижение стабилизации уровня жизни населения; активное воздействие на рынок труда; расширение мотивации для трудовой и предпринимательской деятельности экономически активного населения; предотвращение массовой и застойной безработицы; усиление адресной поддержки наименее социально защищенных слоев населения; государственная поддержка отраслей социальной сферы; предоставление гарантированного минимума бесплатных услуг в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, обеспечения жильем (включая беженцев и вынужденных переселенцев).

Важнейшей функцией социальной политики в 1994 г. становится формирование активной политики занятости, прежде всего в регионах, наиболее неблагоприятных с этой точки зрения. Речь идет о проведении мероприятий по сохранению имеющихся рабочих мест, созданию временных рабочих мест, вторичного рынка труда, предоставлению работ, выполняемых в интересах общества.

Эти положения экономической политики в 1994 г. явятся основой для реализации целей среднесрочной социально-экономической политики: структурной перестройки экономики; повышения инвестиционной активности; обновления технической базы; роста производства; создания социально ориентированной конкурентоспособной и эффективной экономики страны с экономически активным средним классом.

Вопросы экономики /Институт экономики РАН.-1994 г.-№3, стр.27

  
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад