Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
  

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос

Аналитическая информация Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям
(дефицит государственного бюджета и кредит денежных властей центральному правительству) *

Величина дефицита государственного бюджета (табл. 1) отражает, как правило, размеры дефицита всей системы государственных финансов: бюджета центрального правительства, региональных и местных бюджетов, бюджета системы социального страхования. Среди способов финансирования дефицита бюджета наиболее инфляционным является его финансирование за счет увеличения активов национальных денежных властей безотносительно к тому, каким конкретно образом это происходит - путем прямого эмиссионного кредитования правительства или в результате приобретения государственных ценных бумаг.

В качестве денежных властей выступают органы, ответственные за денежную эмиссию и денежное обращение, - центральные банки, валютные комитеты, в редких случаях сами правительства, если это предусмотрено соответствующим законодательством. Денежные власти обычно кредитуют только центральное правительство, данные именно по этому показателю отражены в таблице 2. Вместе с тем источники данных в двух таблицах не совпадают полностью, поэтому между цифрами есть некоторые расхождения.

Величина дефицита государственного бюджета (табл. 1) в известной мере является производной от экономического и политического положения страны и в то же время в немалой степени его и предопределяет. Огромные размеры бюджетного дефицита, отмеченные в последние годы в Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистане, Югославии, Никарагуа, Анголе, Мозамбике, Йемене, Кувейте, Ливане, были обусловлены прежде всего военными действиями, в которые эти страны оказались вовлеченными.

В некоторых других государствах, например, в Украине, России, Албании, Гайане, уровни бюджетного дефицита, весьма близкие к "рекордным", были достигнуты в условиях мирного времени, что отражает исключительно высокий уровень безответственности проводившейся в этих странах экономической политики. Естественным следствием острейшего бюджетного кризиса в них явилось существенное падение объемов производства.

Бюджетный кризис не миновал и высокоразвитые страны. Нарастание дефицита бюджета в последние годы было наиболее быстрым в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. Это является одним из важных симптомов краха так называемой "шведской" (или "скандинавской") модели рыночной экономики, модели интенсивного государственно-бюрократического вмешательства в экономическую жизнь.

Целый ряд других стран - Латвия, Эстония, Словения, Люксембург, Доминиканская Республика, Гана, Маврикий, Аомынь, Гонконг, Индонезия, Китай, ОАЭ, Республика Корея, Сингапур, Тайвань - демонстрирует иное направление в экономической политике. Им удавалось достигать в целом сбалансированного бюджета, а в отдельные годы даже сводить его с профицитом. Неудивительно, что именно эти страны находятся в группе лидеров по темпам экономического роста. Ботсвана, превосходящая многие страны по размерам профицита бюджета (от 6,4 до 22,6% ВВП), естественно, является одним из лидеров по темпам роста ВВП: в течение последних 10 лет производство в ней росло ежегодно на 7,6%.

Следует обратить внимание также на страны, проводившие экономические реформы и обеспечившие в течение последнего десятилетия существенный прогресс на пути сокращения размеров бюджетного дефицита или даже достижения бюджетного профицита. Среди них - Литва, Новая Зеландия, Ирландия, Аргентина, Бразилия, Боливия, Гайана (после 1990 г.), Мексика, Никарагуа, Панама, Перу, Чили, Алжир, Бангладеш, Индия, Таиланд, Филиппины. В результате практически во всех этих странах повысились средние темпы роста ВВП.

Большинство развитых стран финансирует дефицит государственного бюджета с помощью неэмиссионных источников, и потому величина чистого кредита денежных властей центральному правительству в них небольшая (табл. 2). Даже в тех случаях, когда этот показатель положителен, он свидетельствует подчас не столько о кредитовании бюджета, сколько о масштабах проводимых денежными властями операций на открытом рынке по регулированию денежной ликвидности. Однако в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, там, где финансовые рынки развиты недостаточно, значительные размеры этого показателя отражают прежде всего эмиссионный характер финансирования бюджетного дефицита. Самые высокие его величины отмечаются, естественно, в странах с большими размерами бюджетного дефицита - в России, Армении, Албании, Аргентине, Боливии (до 1986 г.), Бразилии, Гайане, Никарагуа, Суринаме, Заире.

На другом полюсе находятся страны, проводящие ответственную экономическую политику и потому не прибегающие к ресурсам денежных властей для финансирования правительственных нужд, - большинство развитых государств, а также Гренада, Доминиканская Республика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Коморские Острова, Свазиленд, Бангладеш, Израиль (с 1986 г.), ОАЭ, Республика Корея, Вануату, Западное Самоа.

Естественно, темпы инфляции, являющиеся максимальными в странах, активно прибегающих к ресурсам денежных властей, с уменьшением объемов чистого кредита центральному правительству, как правило, снижаются и становятся минимальными в странах, не использующих эти ресурсы.

Следует также отметить небольшую группу стран, не включенную в таблицу 2, - Бахрейн, Ботсвана, Джибути, Катар, Саудовская Аравия, Сингапур. Согласно национальному законадательству, денежным властям этих стран полностью запрещено приобретать государственные ценные бумаги даже для целей регулирования уровня ликвидности в экономике. Неудивительно, что темпы инфляции в них являются минимальными, а в некоторых отмечается даже дефляция. По темпам же экономического роста эти страны относятся к числу лидеров.

Таблица 1. Дефицит государственного бюджета

Таблица 2. Чистый кредит денежных властей центральному правительству

Вопросы экономики /Институт экономики РАН.-1996 г.- №1, стр. 111


* Журнал "Вопросы экономики" продолжает публикацию международных сопоставлений по основным экономическим и социальным показателям. (Начало см. №12, 1995 г.). В этом номере вниманию читателей предлагаются данные о размерах дефицита государственного бюджета и масштабах его финансирования за счет операций национальных денежных властей. Материал подготовлен сотрудниками Института экономического анализа.
  
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад