Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
  

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос

Е. СТРОЕВ,
доктор экономических наук, академик РАСХН,
Председатель Совета Федерации
Федерального собрания РФ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Мифы и рифы "либеральной экономики"

Укрепление правовой базы реформ

Необходимость бюджетной реформы

Институциональная инфраструктура - важнейший элемент рынка

Селекция чиновников

Макроэкономические приоритеты

Активная промышленная политика

Финансовая основа реформ

Социальная составляющая реформ


Последнее десятилетие прошлого века - десятилетие глубоких преобразований - стало одним из сложнейших периодов в истории нашего государства. Механическое заимствование чужих рецептов и ценностей привело к забвению собственного опыта и создало угрозу серьезного подрыва экономического и духовно-нравственного потенциала нации. C приходом нового политического руководства страны появился реальный шанс для того, чтобы завершить эпоху социальных и политических бурь, вывести Россию на путь стабильного развития и созидания. Именно сейчас необходимо подвергнуть критическому анализу те экономические догмы, которые родились в начале 1990-х годов и успели причинить немало вреда гражданам нашей страны.

Мифы и рифы "либеральной экономики"

Догмы и мифы создавались и культивировались под общим лозунгом "либеральной экономики", будто бы самой передовой и прогрессивной. Крах радикально-либеральной идеологии и базировавшейся на ней экономической политики поставил нас перед необходимостью начать многие преобразования заново, только с неизмеримо худших стартовых позиций.

Но и сегодня российские "либеральные" экономисты не знают или скрывают фундаментальную истину: свобода предпринимательства, причем ничем не ограниченная, с демократией не совместима. Иначе они бы не выступали с таким упорством против госрегулирования, без которого рыночная экономика обречена на бесконечные кризисы и самоуничтожение. Хозяйственные достижения США за последнее десятилетие - результат именно умелого госрегулирования. Не случайно в экономическом докладе американского президента конгрессу страны в январе прошлого года данному вопросу посвящена едва ли не треть из 270 страниц. Развитые страны периодически проводят кампании дерегулирования, ограниченные во времени и по целям, но это происходит в условиях зрелой системы госрегулирования. В России такой системы не существует, ее только предстоит создать. И не следует путать демонтаж старой номенклатурной системы с дерегулированием: плановое администрирование не имеет ничего общего с капиталистическим регулированием экономики. Такое представление - еще один тщательно культивируемый миф.

Вряд ли нужно доказывать, что сегодня у России практически нет возможности решать свои экономические проблемы в отрыве от политических. Чтобы обеспечить устойчивый экономический рост, выйти на бесперебойное финансирование "локомотивных" программ, как минимум необходимы честная и жесткая власть, нормальная экономика, эффективная финансовая система. Без усиления роли государства нельзя справиться с кризисной ситуацией в экономике. Здесь требуется твердая государственная воля, последовательно реализуемая на плановой основе.

Мы отнюдь не призываем вернуться в прошлое. В тотальной, гипертрофированной форме плановая экономика действительно несет в себе гены хозяйственной разрухи и всеобщего дефицита. Но при этом нельзя забывать о модели государственного дирижирования экономикой Ш. де Голля (восемь пятилетних планов послевоенной Франции), политике социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда в послевоенной Германии, теории государственного стимулирования спроса Дж. М. Кейнса, успешно применявшейся в США и во всем мире после Великой депрессии 1929-1933 гг.

Мировой опыт показывает, что рыночная экономика не в состоянии саморегулироваться в периоды тяжелых депрессий. Делать это должно государство. Вспомним, например, что с 1956 г. до настоящего времени Япония успешно развивается в соответствии с тщательно разрабатываемыми и столь же тщательно реализуемыми пятилетними планами, а Европейский союз (ранее - ЕЭС) постоянно разрабатывает и реализует отдельные крупные экономическое программы. Опыт стран Центральной и Восточной Европы, СНГ и Китая также свидетельствует о том, что новые эффективные рыночные институты могут быть созданы только сильным государством, которое умеет управлять своей собственностью, отвечает по своим обязательствам и жестко наказывает как рыночных агентов, не соблюдающих действующие "правила игры", так и чиновников, вносящих в них искажения бюрократическими воздействиями.

Принято считать, что на постсоветском экономическом пространстве должен быть построен капитализм, а значит, заработает рынок. Причем каждый понимает под ним то, что более всего отвечает его замыслам и идеям. Между тем понятие "рынок" можно и нужно рассматривать лишь в трех аспектах. Во-первых, как обычный базар, то есть место торговли и обмена товаров. Во-вторых, как сферу обращения общественного воспроизводства, которая развивалась по мере замены натурального хозяйства товарным и превращения частного производства в общественное. В-третьих, как абстрактную экономическую категорию, что практикуется в научной литературе еще со времен А. Смита. Его известные слова о "невидимой руке рынка" означают, что в эпоху свободной конкуренции он является стихийным регулятором производства.

Вспомним, что и в СССР существовали отдельные хорошо работающие сегменты рынка: колхозные рынки-базары, широкая сеть оптово-розничной торговли, развитая снабженческо-сбытовая система. Отсутствовали только свободные отношения между производителями и потребителями, анархия производства и стихийное ценообразование. Переход к рынку, характерному для капиталистической системы, означает замену планового управления экономикой ее стихийным регулированием. Значит, экономические "нововведения" на постсоветском пространстве с научных позиций являются не реформой, а реставрацией первой стадии капитализма с присущими ей средневековыми "анархией" и "дикостью".

Понятие "реформы", напротив, означает прогрессивное изменение каких-либо сторон жизни с целью упрочения или сохранения существующего строя. Такими были, например, реформы Петра I, Александра I, М. Сперанского, С. Витте, П. Столыпина. Наглядные примеры проведения современных экономических реформ - Япония и Китай. В рамках капиталистической системы хозяйствования первая добилась серьезных достижений в повышении благосостояния своих граждан. Во втором за годы реформ ВВП возрос в 5 раз, потребление на душу населения - в 3,5 раза.

Сегодня в России наблюдается совершенно иная картина. Почти у 40% населения среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. При этом денежные доходы 25-30 млн. человек оказались меньше стоимости минимальной потребительской "корзины", то есть люди просто живут в нищете. Такие последствия вполне закономерны. Многовековой опыт реставрации прежних режимов показывает, что позитивных результатов в подобных случаях достичь не удавалось никогда.

России нужны действительные, а не мнимые реформы, свободные от господства идей одних лишь приверженцев "либеральной экономики". Последние нередко используют в своей аргументации никем не доказанные, но будто бы бесспорные положения: чем меньше доля госбюджета в ВВП - тем лучше; государство не должно вмешиваться в установление транспортных или энергетических тарифов или контролировать банки; земля должна непременно находиться в частном владении; экономический рост невозможен без массированных иностранных финансовых инъекций.

В реальной мировой экономической жизни всех этих категорических запретов не существует. Министерство финансов США контролирует крупнейшие коммерческие банки начиная еще с 1863 г. Госбюджет в Венгрии, Словении, Эстонии и других странах - по свидетельству "реформаторов", эталонах рыночных реформ - доходит до 40-50% ВВП. Тарифы в США регулируются более ста лет. Подобные примеры можно продолжать.

Нас приучили к мысли о том, что начало экономического роста в России связано исключительно с притоком иностранных инвестиций. Но капиталы не идут, инвесторы требуют льгот, а их предоставление сделает инвестиции экономически бессмысленными для России. Чужие деньги всегда обходятся дорого для страны, которая их привлекает для своих нужд.

Между тем в 2000 г. внутренние вложения в основной капитал в России составили 1171,5 млрд. руб., или более 40 млрд. долл.; утечка капитала за рубеж - еще 24 млрд. долл. То есть капиталов, пригодных для инвестиций, внутри страны генерируется более 60 млрд. долл. в год. Уметь правильно распорядиться ими - не только важнейшая задача, но и действенный способ обеспечить реальные хозяйственные потребности России на 2-3 года, после чего в страну пойдут иностранные капиталы. Для начала экономического роста этого вполне достаточно, ведь в отечественной промышленности далеко не все мощности окончательно изношены, да и для освоения подобных денежных сумм требуется время.

В Россию иностранный капитал в ощутимых масштабах не придет до тех пор, пока будет продолжаться отток отечественных капиталов за рубеж. Конечные же причины обоих процессов идентичны. Российская экономика требует главным образом рыночного порядка и очень жесткого соблюдения экономических законов. Помимо этого, нужны политическая воля и четкая стратегия, а также система, способная ее воплощать в жизнь. Даже робкие меры по упорядочению процесса принятия экономических решений на среднем уровне стоят многих прежних поспешных решений. Скажем, топливно-энергетический кризис в Сибири и в Приморье не произошел бы, если бы в свое время не поторопились ликвидировать признанными убыточными угольные шахты и повысить железнодорожные тарифы. Например, США удалось преодолеть энергетический кризис 1970-х годов за счет реанимации старых угольных копей и сейчас страна прочно занимает первое место в мире по добыче угля.

Какими же исходя из изложенного видятся очередные шаги в проведении реальных рыночных реформ в России?

Укрепление правовой базы реформ

Дальнейшее совершенствование правовой базы в стране - пожалуй, важнейшая задача. Речь идет о завершении формирования цельной системы регулирования экономических отношений, прежде всего юридической нормализации статуса предприятий, ликвидации крупных пробелов в регламентации земельных и трудовых отношений. Особо выделим проблему стабилизации фундамента экономики - отношений собственности. Без ее решения едва ли можно говорить о каких-либо существенных изменениях или достижениях в экономической сфере.

Главной задачей государства в области экономики президент России справедливо считает обеспечение "максимальной экономической свободы для граждан страны и юридических лиц". Поэтому развитие экономического законодательства и механизм его применения должны обеспечивать и защиту прав и интересов предпринимателей, работодателей. Этот сектор права в целом остается еще весьма противоречивым и не отвечает в полной мере требованиям перехода к рынку.

Рискнем утверждать, что в области экономики за исключением Гражданского кодекса у нас, по сути, системного законодательства нет.

Все еще идет работа над Трудовым, Земельным и Налоговым кодексами, гражданско-процессуальным законодательством, а также законодательством, регулирующим финансово-бюджетные отношения. Необходимо быстрее принять третью часть Гражданского кодекса, охватывающую правовые отношения, связанные с интеллектуальной собственностью и деятельностью, наследственное право, международное частное право. Непозволительно задерживается принятие законов об объединениях работодателей, о трехсторонней комиссии, тарифных соглашениях, социальном партнерстве в целом, которые должны создать более прочную базу для организации взаимодействия и сотрудничества между участниками социально-трудовых отношений в формирующихся рыночных условиях.

Разумеется, одними кодексами регулирование этих сложных отношений не обеспечить. Поэтому каждый фундаментальный законодательный акт должен сопровождаться принятием целого ряда актов, способствующих его реализации. Например, до сих пор отсутствует закон о государственной регистрации юридических лиц и ведении единого государственного реестра. Предприниматель не имеет возможности выбрать надежного партнера, получить о нем достоверную информацию. Существует огромное количество юридических лиц-"призраков", которые могут в любой момент появиться и так же быстро исчезнуть, от чего страдают интересы многих участников экономических отношений.

Настоятельно необходимы новый федеральный закон о малом бизнесе и закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Добавим сюда закон о холдингах и поправки к закону о финансово-промышленных группах.

Хозяйствующие субъекты нуждаются в надежной юридической защите, которую призваны осуществлять арбитражные и иные суды. Здесь не обойтись без качественного совершенствования судебной системы и самого судопроизводства. Правы, очевидно, те ученые-юристы, которые считают, что сейчас нужно говорить не столько о судебной реформе, сколько о том, чтобы сделать само правосудие более скорым, простым и доступным для граждан и юридических лиц.

В связи со сказанным возникает еще один важный вопрос. Во всех ведущих западных странах есть закон, которого нет в России: о национальной безопасности. В США такой закон носит характер конституционного. В нем определены базовые ценности американского общества, посягать на которые - преступление. Никакой закон не может быть принят, если он им противоречит. Проводится даже специальная экспертиза законопроектов на соответствие закону о национальной безопасности. Очевидно, подобный закон в России должен быть разработан и принят в приоритетном порядке.

Необходимость бюджетной реформы

Бюджетная политика - зеркало, отражающее все плюсы и минусы государственного ведения дел, баланс интересов государства и общества, регионов и хозяйствующих субъектов. Главные цели бюджетного регулирования - обеспечение роста объемов производства и доходов граждан. В отсутствие реформ единственным путем поддержания сбалансированности бюджета остаются усиление налогового бремени и одновременное наращивание внутреннего долга страны, что и наблюдалось в последние годы.

Чтобы задействовать рычаги бюджетного регулирования, стимулирующего рост производства и предоставляющего субъектам Федерации равные возможности для финансирования минимального стандарта государственных услуг населению, необходимо соблюдение нескольких условий. Это: долгосрочная бюджетная политика; продуманная стратегия управления государственным долгом; переход от годового бюджетного "горизонта" к трехлетнему планированию и замена ведомственного метода программно-целевым бюджетным финансированием; конкурсное распределение бюджетных заданий и закрепление их в соответствующих контрактах с жестким контролем со стороны государственных ведомств. Сюда же входит опережающее определение основных, прорывных направлений вложения средств, которые и будут "вытягивать" экономику в целом.

Проработка механизмов реализации бюджетной реформы должна проводиться одновременно на федеральном и региональном уровнях. Сегодня в федеральном законодательстве речь идет только о федеральном бюджете и его расходах. Необходимо повысить роль консолидированного бюджета, половина расходной части которого остается за рамками бюджетной системы. Внебюджетные социальные фонды также являются каналом территориального перераспределения общественных финансов. Принципы и критерии этого процесса пока находятся вне сферы контроля даже со стороны Федерального собрания РФ.

В результате оценка отношений между центром и регионами искажается. Не следует, конечно, сводить вопрос только к целесообразности "растворения " внебюджетных фондов в федеральном бюджете. Но при подготовке концепции очередного бюджета государства было бы желательным объективно оценить итоги работы этих фондов (не только социальных, но и таких, о которых мало кто знает) за весь период их деятельности. Кроме того, следует проинвентаризировать социальные расходы федерального, региональных, местных бюджетов, внебюджетных фондов через трансферты регионов и средства некоммерческих организаций.

Задача увеличения в 1,5-2 раза доходных ресурсов финансовой системы государства при одновременном снижении налогового бремени для законопослушных товаропроизводителей вполне достижима. По оценкам ЦЭМИ РАН, до 70% всего реального хозяйственного оборота в стране никакими налогами не облагается. Это - теневой, криминальный сектор.

Согласно расчетам ученых РАН, доля ренты в совокупном доходе страны в последние годы достигает 75%. Во всех странах, обеспеченных природными ресурсами, рента является существенным элементом ВВП. Нужно упорядочить платежи за природные ресурсы, привести их размеры в соответствие с реальными экономическими возможностями. Может быть, будет полезным создание, как в некоторых странах, фонда будущих поколений для аккумуляции фиксированной доли поступлений от хозяйственного использования недр.

Сегодня отечественная фискальная система по-прежнему тяготеет к сильной централизации налоговых доходов. В то же время Бюджетный кодекс ориентирован на децентрализацию расходной части бюджетов. Как это сказывается на бюджетах субъектов Федерации? Большая часть закрепленных за ними Конституцией РФ полномочий не обеспечивается адекватной расходной базой. Неурегулированность вопроса о разграничении полномочий между органами власти, а также конституционное разделение федеральной и региональной бюджетных систем резко ограничивают возможности проведения согласованной бюджетной политики в области расходов в целом по стране. Это - еще одна причина для повышения роли консолидированного бюджета, рассмотрения его в территориальном разрезе с тем, чтобы иметь четкое представление о формировании региональных доходов и распределении всех бюджетных ресурсов. Было бы целесообразным составить социальные кадастры регионов для оперативного выявления острейших социально-экономических проблем.

Постоянный пересмотр финансовых, налоговых законов и принятие бюджетов в процессе их исполнения порождают нестабильность в обществе, препятствуют развитию экономики. Следует прекратить практику "латания дыр" в законах. Вместо этого нужно перейти к комплексной разработке "пакетов" законодательных изменений. Совет Федерации должен более активно участвовать в бюджетном процессе на его начальных стадиях, как это имеет место в Германии, Франции и других странах, где бюджет представляется сразу в две палаты.

Институциональная инфраструктура - важнейший элемент рынка

Сегодня необходимо создать благоприятную среду как для предпринимателей, так и для наемных работников, а также консолидировать общество и "раскрепостить" его энергию. Федеральные и региональные органы власти должны завершить формирование государственных и частных институтов рыночной инфраструктуры, содействовать их эффективному функционированию и координации деятельности. Права собственности подлежат четкому юридическому определению и практическому осуществлению, финансовые институты нуждаются в строгом и эффективном государственном регулировании, механизм налогообложения призван соблюдать принцип посильности налоговых обязательств.

Очень важно обеспечить эффективную правовую защиту государством частной собственности и бизнеса от вымогательства и рэкета со стороны криминальных структур, минимизацию процедур и издержек лицензирования нового бизнеса, надлежащую государственную ответственность за регистрацию прав частной собственности и сделок по ее передаче, проведение открытых и честных конкурсов и аукционов по продаже государственной собственности и распределению государственных заказов. Полномочия Федеральной комиссии по ценным бумагам нужно расширить так, чтобы она могла требовать от эмитентов полного раскрытия информации, пресекать обман и махинации, гарантировать акционерам защиту их прав и соблюдение корпоративного (акционерного) права. Последнее необходимо совершенствовать с тем, чтобы исключить самоуправство менеджеров и директоров, обеспечить их подконтрольность наблюдательным советам из представителей акционеров и трудовых коллективов, не допускать участия правительственных чиновников в бизнесе в качестве директоров или членов наблюдательных советов и лоббирования корпоративных интересов через правительство.

Особого внимания требует внедрение современных методов бухгалтерского учета и аудита. Надо заставить участников рынка раскрывать властям свои действительные расходы и доходы. В этой связи целесообразно расширить возможности и компетенцию Счетной палаты РФ в обеспечении соблюдения принятых стандартов отчетности, надзора за административными нарушениями и злоупотреблениями, в принятии мер по наказанию виновных. От ее внимания не должны ускользать попытки искусственного раздувания трансакционных издержек, создания излишних посреднических звеньев в процессе движения товаров и услуг на формирующемся в России рынке.

Селекция чиновников

Задача укрепления государственных служб, государственной администрации различных уровней - очень непростая, но ее необходимо решить в оптимальные сроки. Чтобы наладить селекцию чиновников высокого ранга, учитывающую их опыт, профессионализм, добросовестность и честность, можно было бы создать назначаемую президентом страны и утверждаемую парламентом постоянную Комиссию государственной службы. Она должна обладать авторитетом и существенной автономией в своих решениях и рекомендациях, в противном случае ей не удастся добиться сокращения разбухших управленческих структур и ликвидации ненужных звеньев аппарата, применять высокие стандарты отбора, продвижения по службе или освобождения чиновников от должности. Важно, чтобы на кадровые решения влияли не политические или идеологические соображения, не степень лояльности и преданности начальству, а деловые качества и честность. Разумеется, осуществляемое под руководством Комиссии укрепление государственных служб предполагает оплату труда работников в соответствии с реальной отдачей и качеством их профессиональной деятельности и на уровне, сопоставимом с доходами в частном бизнесе.

Одна из главных предпосылок успешных рыночных преобразований - решительная борьба с преступностью и коррупцией. Для этого необходимы "прозрачность" деятельности властных структур и ответственных чиновников, публичная отчетность о результатах их работы и реализации принятых решений, расширение возможностей и ответственности следственных и контрольных органов, ужесточение санкций и наказаний за совершенные преступления. Реформированная правоохранительная система обязана решительно пресекать практику сокрытия и фальсификации реального финансового состояния, полученных частными и государственными компаниями доходов, в том числе махинации управляющих по растаскиванию активов предприятий.

Макроэкономические приоритеты

В макроэкономической области главные усилия надо направить на стимулирование экономического роста, и именно под этим углом зрения менять подходы к рыночным реформам. Экспансионистская макроэкономическая политика необходима, чтобы поднять уровень жизни населения, увеличить занятость и ослабить чрезмерную зависимость страны от экспорта топлива и сырья и импорта продовольствия, предметов потребления и других товаров, которые Россия в состоянии производить сама. Главные направления такой политики: выработка и реализация разумной структурной стратегии; создание стимулов и условий для роста инвестиций прежде всего путем снижения процентных ставок по инвестиционным кредитам и расширения внутреннего спроса, а также ужесточения контроля за утечкой капиталов из страны.

Разумеется, выход на траекторию устойчивого экономического роста невозможен без проведения и других мер, частично перечисленных выше. При этом роль монетарной политики должна отличаться от той, которая видится многим нашим "реформаторам". Например, увеличение производства и инвестиций, а не снижение практически до нуля инфляции, - вот что должно стать первоочередной задачей государства. Чрезмерное ужесточение денежно-кредитной и финансовой политики может иметь контрпродуктивный характер. Отсюда в экономически оправданных пределах допустимо повышение покупательной способности населения посредством увеличения пенсий и восстановления утраченных сбережений. Дополнительный спрос даст импульс к загрузке производственных мощностей, наращиванию выпуска продукции.

Активная промышленная политика

"Расчистка" балансов предприятий от взаимной просроченной задолженности - еще одна мера, способная улучшить положение реального сектора экономики. Для увеличения инвестиций государство должно помочь развитию ипотечного кредитования, в том числе в жилищном секторе, и поощрять ускоренную амортизацию оборудования, субсидировать процентные ставки по инвестиционным кредитам. Направляемая государством перестройка банковского сектора призвана способствовать превращению банков в институты кредитования, аккумулирования сбережений населения на нужды инвестиций, а не служить каналом переливания свободных средств в спекулятивную сферу. Оправданно также создание государственного Российского банка развития.

Особый акцент необходимо сделать на реализации эффективной промышленной или структурной политики государства, которая должна определять приоритеты в развитии отраслей. При этом стратегическим ориентиром нужно считать не столько модернизацию существующего производственного потенциала и сохранение достигнутых позиций в науке и технике, сколько переход к инновационному типу развития, к экономике, основанной на знаниях, то есть к ускоренному освоению базисных технологий новейшего технологического уклада, определяющих будущее глобальной экономики: информатики и биотехнологий, электроники, авиакосмических технологий, производства новейших материалов, ядерной энергетики.

Для реализации такой стратегии на практике с опорой на имеющийся научный и производственный потенциал требуется повышение роли государства. Это предполагает выделение бюджетных ассигнований, размещение государственных заказов, проведение соответствующей налоговой, кредитной, таможенной, научной политики.

Финансовая основа реформ

Общемировая тенденция свидетельствует о неуклонном повышении доли расходов государственного бюджета в ВВП на протяжении прошлого столетия. Государствам приходится заботиться о расширении доходной базы бюджета. Можно предложить ряд путей пополнения государственной казны, в частности, по линии налоговой реформы, валютного контроля, разумной политики внешних заимствований и договоренностей по реструктуризации нашей задолженности. Кроме того, целесообразно постепенно перемещать центр тяжести налоговой нагрузки с производственной деятельности и наемного труда на доходы от природной ренты, спекулятивной и посреднической деятельности.

Что касается приватизации как источника государственных доходов, то ее проведение представляется оправданным лишь после реструктуризации и финансового оздоровления предприятий. Нужно аннулировать продажу предприятий так называемым стратегическим инвесторам, если они не выполнили своих обязательств по инвестициям в приобретенное предприятие. Приватизацию следует проводить только тогда, когда она в долгосрочном плане улучшит финансовые позиции государства. Одна из главных причин финансового банкротства российского государства состоит в том, что оно в первую очередь приватизировало не убыточные, а наиболее прибыльные предприятия, служившие источником крупных бюджетных доходов. Поэтому не исключено восстановление государственной собственности в случаях нарушения законов, преступных махинаций и банкротств, особенно в перспективных добывающих производствах. В свою очередь, фонды имущества различных уровней обязаны строго отвечать за получение доходов от государственной собственности, стремясь их максимизировать и действуя подобно руководству крупных промышленных холдингов.

Социальная составляющая реформ

Только государство может обеспечить справедливое и общественно приемлемое распределение выгод от рыночной экономики. Важно улучшить моральный климат в обществе, укрепить уважение к ценностям демократии и социальной справедливости. Как минимум для этого нужны: реализация закона о прожиточном минимуме, устраняющего массовое обнищание населения; недопущение отставания повышения пенсий от темпов инфляции; увеличение государственных ассигнований на нужды образования, науки, здравоохранения, сферы общественных услуг; государственное регулирование цен и качества медицинских услуг и лекарств; организация снабжения основными видами продовольствия по пониженным ценам нуждающихся и др. Для финансирования этих программ понадобятся, помимо уже сказанного, переход к прогрессивному налогообложению доходов, введение ощутимого налога на обладающую повышенной рыночной стоимостью недвижимость, находящуюся в личном владении. Эти меры могут рассматриваться как условие уменьшения социальной дифференциации доходов и снижения социальной напряженности в обществе.

* *

*

Разумеется, мы представили далеко не полный перечень мер по оздоровлению российской экономики. Возможно, многие предложения дискуссионны, но главное сегодня - понять, как воссоздать разрушенную за последние годы финансово-экономическую систему страны для обеспечения нормальной жизни людей. Программа экономических реформ должна исходить не столько из набившей оскомину проблемы "откуда взять деньги", сколько из глубокого осознания того, что процветать может лишь такая экономика, в основе которой лежит постоянная забота о росте народного благосостояния. Поэтому нужно отбросить старые и новые идеологические мифы и на базе научной теории разработать принципы экономической реформы, цель которой - реализация важнейшего конституционного принципа: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

В российском обществе уже сложилось понимание того, что нужно делать в области социально-экономической политики для прорыва к устойчивому развитию. Составляющие таковы. Во-первых, это - научное понимание стратегии экономического роста, которое выработали ведущие экономические институты страны. Во-вторых, учет интересов отечественных товаропроизводителей. И, в-третьих, опора на идеи послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ "Государство Россия. Путь к эффективному государству", содержащего ясно выраженную позицию, четкую программу действий по обеспечению национальных интересов России.

Строев Е. Экономические реформы в России: взгляд в будущее / Вопросы экономики - 2001 г.-№6

  
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад