Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
  

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос
3. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

3.1. Анализ ситуации в сфере культуры

3.2. Цели политики в сфере культуры

3.3. Направления организационно-экономических преобразований в сфере культуры


3.1. Анализ ситуации в сфере культуры

1990-е годы для российской культуры проявили две основных противоположных тенденции: формирование демократических основ государства обусловило резкий рост самодеятельности граждан. В стране сотнями возникали новые творческие коллективы, театры, музеи, творческие объединения. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, в том числе в сфере кинематографии и кинопроката, строивших свои отношения с деятелями искусства на рыночных принципах.

Советское государство делало основной акцент на массовые формы и уровни культуры (при одновременной поддержке исключительно тонкого слоя творческой элиты, необходимой для сохранения международного имиджа государства). Поэтому в стране существовала широкая сеть нежизнеспособных в иных экономических условиях клубных и культурно-просветительских учреждений. Все остальное в культуре - существовавшее между избранной элитой и низовым, массовым звеном, - находилось в состоянии стагнации и нарастающего кризиса.

Проявившись со всей силой именно в 1990-е годы этот кризис, в частности, характеризуется:

    ухудшающимся состоянием материально-технической базы культуры;

    отсутствием в музеях, театрах, библиотеках, архивах, учебных заведениях необходимого оборудования;

    дезинтеграцией единой системы кинопроката;

    ухудшающимся состоянием сохранности недвижимых памятников истории и культуры, музейных экспонатов и архивных фондов;

    отсутствием надлежащей системы государственного учета памятников истории и культуры;

    информационной и культурной изоляцией многих регионов;

    недостаточным количеством профессиональных сценических и филармонических площадок.

Кризисные явления в сфере культуры усугубляются как в связи с недостаточным государственным финансированием, так и в связи с неэффективностью существующих механизмов расходования бюджетных средств. Государственные ассигнования в настоящее время направляются преимущественно на финансирование существующей бюджетной сети, которое осуществляется по сметному принципу. Такая практика влечет:

    распыление средств и недофинансирование учреждений культуры;

    низкий уровень оплаты труда работников культуры;

    невозможность концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях культурной политики;

    недостаточные стимулы для учреждений культуры к зарабатыванию собственных средств, существование барьеров на пути объединения ресурсов государства и частного и корпоративного секторов, направляемых на развитие культуры.

Ключевые проблемы, на решение которых должна быть обращена государственная политика в сфере культуры, состоят в следующем:

    угроза невосполнимых потерь в культурном наследии;

    замедление темпов модернизации и новаторства в культурной жизни - важнейших факторов саморазвития культуры и повышения социальной активности населения;

    разрыв культурного пространства и сокращение участия России в мировом культурном обмене;

    сокращение кадрового потенциала культуры в результате резкого снижения уровня доходов творческих работников, оттока в другие сектора экономики и миграции за рубеж;

    снижение уровня обеспеченности населения культурными благами.

3.2. Цели политики в сфере культуры

Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений государственной политики. Стратегическими целями культурной политики государства являются:

    сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;

    обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;

    формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

Для достижения этих целей предстоит, наращивая бюджетное финансирование сферы культуры, в том числе в течение ряда лет - опережающими темпами по отношению к ВВП, провести реформирование её организационно-экономического механизма. Такие реформы должны быть направлены на обеспечение реального доступа граждан к участию в культурной жизни, более рациональное расходование бюджетных средств и использование находящегося в сфере культуры государственного имущества, а также на создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов из негосударственного сектора.

3.3. Направления организационно-экономических преобразований в сфере культуры

3.3.1. Обеспечение государственных гарантий доступности учреждений культуры

Меры, направленные на обеспечение реального доступа граждан к участию в культурной жизни, включают:

    разработку конкретных механизмов реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, информационным ресурсам архивных фондов, с учетом реальных финансовых возможностей государства в среднесрочной перспективе;

    создание и развитие инфраструктуры (материальной и информационной) культуры, обеспечивающей единство культурного пространства страны, базовые условия для доступа граждан к культурным благам;

    разработку федеральных стандартов в сфере культуры, обеспечивающих поэтапный переход к нормативному финансированию отрасли на основе этих стандартов и переводу отдельных категорий учреждений культуры на контрактное и инвестиционное финансирование.

3.3.2. Обеспечение более рационального расходования бюджетных средств и использования находящегося в сфере культуры государственного имущества

Повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры предполагает:

    последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования учреждений культуры;

    концентрацию бюджетных средств на наиболее приоритетных направлениях культурной политики и развития кинематографии, отвечающих стратегическим целям в области культуры;

    перевод на контрактную систему найма руководителей учреждений культуры и творческих работников, расширение самостоятельности учреждений культуры в определении размеров и условий оплаты труда, что, в условиях роста оплаты труда работников культуры, позволит добиться постепенного преодоления необоснованного разрыва в уровнях оплаты труда в реальном секторе экономики и в сфере культуры;

    оптимизация сети бюджетных учреждений культуры;

    введение системы финансового планирования, обеспечивающей учет всех источников доходов государственных и муниципальных учреждений культуры и направлений их использования;

    создание общероссийских систем мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, сохранности предметов музейного и архивного фондов, фондов библиотек; эффективности работы учреждений культуры;

    внедрение современных методов контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств;

    обеспечение прозрачности финансовых потоков в некоммерческой сфере культуры, включая обязательность публикации органами управления, государственными и муниципальными организациями культуры отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств и проведении конкурсов;

    создание попечительских советов, осуществляющих функции общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений культуры.

3.3.3 Создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов

Привлечение дополнительных ресурсов в сферу культуры предполагает формирование эффективного многоканального механизма финансирования. В том числе необходимо:

    внедрение механизмов бюджетного финансирования, стимулирующих привлечение организациями культуры внебюджетных средств, там где для этого имеются соответствующие возможности;

    создание правовых условий для возможности преобразования учреждений культуры в некоммерческие организации, соучредителями которых выступают как органы власти (местного самоуправления), так и (или) частные лица и организации;

    установление порядка предоставления в аренду памятников истории и культуры, помещений учреждений культуры, коммерческого использования находящихся в распоряжении учреждений культуры культурных ценностей, прежде всего входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, и распределения этих доходов в пользу учреждений культуры и государственных фондов поддержки культуры;

    сохранение налоговых льгот для благотворительной деятельности в сфере культуры и компенсацию выпадающих налоговых льгот за счет соответствующего увеличения государственных расходов.

/ Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу(проект) - 2000

  
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад