Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
  

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос
7. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7.1. Анализ ситуации

7.2. Цели пенсионной реформы

7.3. Реформирование системы государственных пенсий по старости, финансируемых на распределительной основе

7.4. Внедрение накопительных элементов финансирования пенсий

7.5. Реформирование досрочного пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним


7.1. Анализ ситуации

Ухудшение макроэкономической ситуации в последние годы привело к обесценению реальных размеров начисленных пенсий и сокращению дифференциации между максимальной и минимальной пенсиями. Была ослаблена связь между размером назначаемой пенсии и величиной предыдущих заработков и уплаченных за работника страховых взносов, что существенно ослабляет заинтересованность работников и работодателей в уплате взносов.

В указанный период финансовое положение Пенсионного фонда не было устойчивым. Одной из основных причин возникновения дефицита Пенсионного фонда РФ стало появление задолженности бюджета по пенсиям, финансируемым на возвратной основе, и падение поступлений страховых взносов.

На протяжении 1990-х годов происходило постоянное увеличение социальной нагрузки на занятое население, обусловленное как экономическими (сокращение численности занятых), так и демографическими причинами (старение населения). Влияние демографического фактора в перспективе будет возрастать. В 90-е годы дополнительной причиной увеличения социальной нагрузки явился рост числа пенсионеров, происходивший во многом за счет распространенности льготных пенсий. При этом, лишь около двух третей тех, кто имеет право на льготные пенсии по Спискам №1 и №2, действительно заняты в неблагоприятных условиях труда.

Действие долговременных тенденций позволяет прогнозировать рост населения в трудоспособных возрастах до 2006 года, что будет способствовать увеличению притока рабочей силы на рынок труда. В этот период на пенсию будет выходить относительно малочисленное поколение, родившихся во время и сразу после войны. Таким образом, нагрузка трудоспособных возрастов на население будет снижаться. По данным Госкомстата России, на 1000 чел. в трудоспособном возрасте в 1998 г. приходилось 711 иждивенцев, в том числе 356 лиц старше пенсионного возраста, в 2006 г. это соотношение составит, соответственно, 586 и 335 чел.

Однако после 2006 г. будет наблюдаться ускорение процесса демографического старения населения, что потребует увеличения затрат на социальные программы. Согласно прогнозу Госкомстата России к 2015 г. на 1000 чел. трудоспособного возраста будет приходиться уже 427 чел. в возрасте старше трудоспособного. Эти тенденции накладываются на достаточно старую возрастную структуру населения в трудоспособных возрастах: к 2015 г. около трети трудоспособного населения будет находиться в возрасте от 45 лет и выше.

Несмотря на принятые меры по увеличению размеров пенсий, средний размер назначенных пенсий остается на уровне ниже прожиточного минимума пенсионера. Вместе с тем, даже эти пенсии, обеспечивают существенное снижение риска бедности среди пенсионеров по сравнению с другими группами населения. Доля пенсионеров среди бедных остается ниже, чем доля пенсионеров в общей численности населения. Вместе с тем, отсутствие комплексных реформ, в перспективе приведет к опасному ухудшению финансового состояния пенсионной системы в долгосрочной перспективе, которое будет происходить под влияниям постепенного старения населения России и дальнейшего роста соотношения между числом пенсионеров и численностью экономически активного населения.

7.2. Цели пенсионной реформы

Реформы в сфере пенсионного обеспечения должны быть направлены на решение двух взаимосвязанных задач. Они должны обеспечить текущую финансовую устойчивость пенсионной системы и повышение реального размера пенсий с тем, чтобы преодолеть негативные последствия финансового кризиса 1998 года. В долгосрочном же плане они призваны предотвратить кризис пенсионной системы в связи со старением населения России.

Решение первой из этих задач делает необходимым установление тесной связи ме-жду размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страхо-вых взносов (социального налога), уплаченных за них в Пенсионный фонд в период тру-довой деятельности. Для решения второй задачи необходимо приступить к внедрению ме-ханизмов накопительного финансирования пенсий для работающего населения.

Решение первой из этих задач делает необходимым установление тесной связи ме-жду размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страхо-вых взносов (социального налога), уплаченных за них в Пенсионный фонд в период тру-довой деятельности. Для решения второй задачи необходимо приступить к внедрению ме-ханизмов накопительного финансирования пенсий для работающего населения.

7.3. Реформирование системы государственных пенсий по старости, финансируемых на распределительной основе

Основная задача на ближайшую перспективу – восстановление страховой природы государственных пенсий путем поэтапного повышения до 1,2 предельного соотношения индивидуального и среднего по стране заработка, учитываемого при исчислении пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Федеральным законом “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” (от 21.07.97 № 113-ФЗ) при определении индивидуального коэффициента пенсионера устанавливается предельное отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране в размере не свыше 1,2 независимо от основания пенсии. Как это и предусмотрено в пункте 3 статьи 4 указанного закона, размер индивидуального коэффициента пенсионера и сроки его действия должны устанавливаться одновременно с принятием бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.

Одновременно с целью повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда следует осуществить переход к новой системе повышения пенсий, основанной на сочетании индексации по инфляции и по заработной плате. Необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности поэтапного пересмотра общеустановленного возраста выхода на пенсию, а также осуществить реформирование системы досрочного выхода на пенсию.

7.4. Внедрение накопительных элементов финансирования пенсий

При благоприятном развитии экономической ситуации в России внедрение элементов обязательного накопительного финансирования пенсий может быть начато в 2001-2002 гг. Первоначально на цели накопления будет направляться часть социального налога, поступающего в Пенсионный фонд, в размере 2 процентных пунктов. В последующие годы отчисления социального налога в накопительную систему будут поэтапно увеличены до 9-10 процентных пунктов. При этом отчисления социального налога в распределительную пенсионную систему будут снижаться на величину отчислений в накопительную систему.

Инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить максимальную прозрачность и подконтрольность финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность. В наибольшей степени этим требованиям отвечает инвестирование пенсионных резервов в определенной пропорции в российский и глобальный финансовые индексы, которые благодаря максимальной диверсификации вложений, обеспечивают наибольшую доходность инвестиций в долгосрочной перспективе. При этом часть пенсионных резервов должна быть в обязательном порядке размещена в государственные ценные бумаги. Пенсионные резервы подлежат инвестированию через уполномоченные инвестиционные компании (управляющие компании). Управляющие компании отбираются на конкурсной основе и действуют под непосредственным контролем государства. С целью создания условий для отбора управляющих кампаний, обеспечивающих надежное размещение пенсионных резервов, доступ к участию в конкурсе будет предоставлен максимально широкому кругу российских компаний, включая управляющие компании, находящиеся в собственности нерезидентов, но зарегистрированные на территории России. именных накопительных пенсионных счетах, открываемых на каждого застрахованного в Пенсионном фонде России, будет осуществляться регистрация сумм социального налога, фактически уплаченного за каждого застрахованного, по ставке, направляемой в накопительную пенсионную систему, а также доходов от инвестирования накоплений.

Назначение пенсий в системе обязательного накопительного пенсионного страхования производится по данным именных накопительных пенсионных счетов. Накопительная пенсия назначается застрахованным по достижении общеустановленного пенсионного возраста. Размер пенсии рассчитывается исходя из суммы средств, отраженных на именном накопительном пенсионном счете застрахованного, и ожидаемой средней продолжительности жизни в стране для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста. Выплата пенсии производится в порядке и в сроки, установленные для государственных пенсий.

Для ликвидации излишних диспропорций между размерами пенсий по накопительному пенсионному страхованию будет введен принцип установления максимальной пенсии, выплачиваемой за счет обязательных пенсионных накоплений. При этом будут предусмотрены дополнительные стимулы работникам для полной уплаты социального налога. В частности, в случае поступления дополнительных средств на именной счет застрахованного после его выхода на пенсию предусматривается периодический перерасчет его пенсии с учетом дополнительных средств, отраженных на его именном счете.

Средства, отраженные на именном счете застрахованного на момент первоначального расчета или очередного перерасчета его накопительной пенсии сверх средств, необходимых для получения максимальной государственной накопительной пенсии будут выплачиваться застрахованному в виде разовой суммы. Суммы, отраженные на именных счетах застрахованных, которые не достигли общеустановленного пенсионного возраста, превышающие суммы, необходимые для выплаты ему максимальной государственной накопительной пенсии, могут быть использованы ими вплоть до достижения общеустановленного пенсионного возраста на оплату приобретения и строительства личного дома (квартиры), оплаты образования детей в возрасте до 25 лет, приобретения медицинской страховки и для личного долгосрочного страхования жизни. В случае смерти застрахованного до достижения пенсионного возраста его пенсионные накопления подлежат передаче его наследникам.

7.5. Реформирование досрочного пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним

Реформирование системы досрочного выхода на пенсию будет осуществляться на основе поэтапного перехода к накопительным механизмам финансирования досрочных пенсий в период с момента достижения льготного пенсионного возраста до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

На рабочие места, которые связаны с высоким риском фактической утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, будет распространен принцип обязательности их охвата профессиональными пенсионными системами, учреждаемыми работодателями и организованными по накопительному принципу.

Рабочие места и виды деятельности, где досрочный выход на пенсию слабо связан с фактической утратой трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, будут включаться в профессиональные пенсионные системы через механизм коллективных договоров и соглашений, заключаемых между работодателями и представителями работников.

Указанные принципы реформированию досрочного пенсионного обеспечения не распространяются на пенсионное обеспечение военнослужащих, работников правоохранительных органов и другие категории лиц с правом досрочного выхода на пенсию, досрочные пенсии которых согласно действующему законодательству финансируются из федерального бюджета.

/ Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу(проект) - 2000

  
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад