Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
  

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос
II. Оценка ситуации в стране

Головокружение от “успехов”

Кто виноват?

Два пути


Головокружение от “успехов”

Средства массовой информации, контролируемые властью и олигархическими группировками, навязчиво пытаются создать иллюзию положительных тенденций в экономике. Они цинично используют растущее желание людей увидеть “свет в конце тоннеля”, поверить в лучшее.

Однако реальность разительно отличается от фальшивой “картинки”, которую пытаются навязать народу.

Миф 1: улучшение жизни. Доходы каждого третьего россиянина ниже прожиточного минимума. Однако, что такое наш официальный “прожиточный минимум”? Хлеб да вода. Он не обеспечивает даже длительного поддержания нормальной жизнедеятельности человека, не говоря уже о воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Сегодня в России каждый десятый человек – без работы. С 1992 года уровень смертности в России превышает рождаемость, нарастает тенденция вымирания нации. Естественная убыль населения в последние годы составляет около миллиона человек ежегодно. Общие демографические потери России за последнее десятилетие оцениваются, по различным данным, в 12-16 млн. человек! При сохранении сложившихся тенденций 2/3 российских детей обречены на жизнь в нищете… Бедность остается нашей общенациональной бедой. Граждане до сих пор ощущают последствия не только обвала экономики 1991-1995 гг., но и кризиса 1998 г.

Миф 2: оживление экономики. Наблюдаемое в последнее время повышение темпов экономического роста затрагивает лишь небольшую группу сырьевых отраслей и объясняется необыкновенно благоприятной мировой конъюнктурой. Но даже в преуспевающих отраслях при ближайшем рассмотрении мы обнаруживаем низкую эффективность производства (так, добыча нефти на одного работника в 2001 г. составила четверть от уровня 1990 г.!) Таков результат “прихватизации” в нефтяном комплексе России, в наибольшей мере выигравшем от либерализации цен и внешней торговли. При этом положение в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, – машиностроении, строительстве, легкой промышленности, агропромышленном комплексе – остается удручающим. Половина предприятий этих отраслей убыточна. Продолжается деградация производственных фондов и человеческого потенциала. Хотя именно в этих отраслях заключен наш инвестиционный потенциал и возможности будущего экономического роста страны.

Показатели роста произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) и выпуска продукции вообще не годятся для оценки успешности развития экономики. Как в сталинское время звучал лозунг “не доедим, но вывезем!”, так и псевдолиберальное правительство России озабочено только ростом производства ВВП, включающего чистый вывоз капитала и доходов от него. Правительство должно ориентироваться в оценке экономического роста на показатели использованного чистого (т.е. за вычетом потребления основного капитала) национального дохода, его динамики и структуры. Ведь экономический рост в первую очередь – это рост ресурсов для потребления и чистого накопления, а не наращивание “чистого экспорта”, которым так гордятся российские меркантилисты. Вот только вместо золота они накапливают американские дензнаки, от поддержания стоимости которых США уже отказались тридцать лет тому назад. Пора и России прекратить поддержку американской валюты, начав вместо этого вкладывать инвестиции в собственное развитие.

Миф 3: профицит федерального бюджета. Правительство преподносит как крупнейший успех экономической политики профицитность бюджета, стремится к стерилизации (по-русски – к уничтожению производительной силы) дополнительных доходов от экспорта. Однако для стимулирования экономического роста нужно наращивать расходы на общественно-полезные цели, увеличивая спрос, объемы производства, доходы и занятость граждан. В этом – основной принцип экономической политики всех развитых государств, включая США и страны ЕС. Даже в благополучных странах ЕС в качестве норматива финансовой политики принято решение ограничивать дефицит бюджета величиной в 3% ВВП, причем в целях преодоления кризиса этот норматив сегодня не соблюдается всеми ведущими странами.

Зачем же тогда российское правительство стремится к профицитности бюджета в условиях коллапса обрабатывающей промышленности и инвестиционного комплекса, нищеты большинства граждан? Может быть, для того, чтобы обеспечить огромный вывоз капитала? Ведь рост расходов государства приведет к росту доходов граждан, подъему инвестиционной активности, росту импорта и сокращению искусственно созданной избыточности сырья. Но тогда уже не удастся в таких масштабах финансировать утечку капитала и государственное кредитование стран Запада.

Российское правительство продолжает использовать ограничительную монетарную политику в качестве панацеи от всех экономических проблем, сокращая расходы на развитие страны в целях достижения профицита бюджета. В условиях 2004 г, по официальному прогнозу можно было бы предусмотреть дефицит в размере до 3% ВВП (459 млрд. руб.) без инфляционных последствий и не опасаясь упреков в бюджетной расточительности от западных контролеров. Вместо этого в правительственном проекте федерального бюджета на 2004 г. заложен профицит в размере 83,4 млрд. руб. Это при том, что правительством не выполняется ни один норматив финансирования социальных расходов – по сути, оно является банкротом по своим обязательствам перед населением. Объем недофинансирования обязательств государства, установленных федеральными законами об образовании, науке, культуре, о ветеранах, об инвалидах и другими нормативными актами, составляет свыше 500 млрд. руб. Таким образом, профицит федерального бюджета является мнимым, полученным не за счет превышения доходов над обязательствами государства, а за счет простого невыполнения последних.

Миф 4. Стабилизация сельского хозяйства. В последние годы для сельского хозяйства сложились исключительно благоприятные климатические условия. Тем не менее, падение производства продолжается. Так, если в 1990 г. валовой сбор зерна (во всех категориях хозяйств) составил около 117 млн. тонн, то в 2002 г. – меньше 87 млн.. В 2003 году зерна ожидается около 70 млн. тонн.

Производство мяса (в живом весе) в 1990 году составило около 16 млн. тонн, в 2002 году – 7,3 млн. В 2003 году происходит дальнейшее падение. Надой молока соответственно – 55,7 млн. и 33,5 млн. тонн. Поголовье коров, служащее одним из барометров положения дел в сельском хозяйстве, сократилось с 20,5 млн. до 11,7 млн. В 2003 году уничтожение дойного стада продолжается. Численность свиней за годы реформ упала в два с лишним раза, овец и коз – в три с половиной, птицы - в два раза. Восстановления поголовья по существу нет.

Катастрофически ослаблена техническая вооруженность сельского хозяйства. Производство задыхается в тисках диспаритета цен на промышленные товары. Особенно удушающими стали цены на горюче – смазочные материалы. За 1 тонну топлива надо отдавать две-три тонны зерна, хотя должно быть наоборот.

Главнейшим показателем жизнедеятельности сельского хозяйства является использование земли. За годы реформирования больше трети угодий заброшено, вышло из оборота. В том числе – 12 млн. га пашни. Процесс этот не остановлен. Продолжается сокращение орошаемых и осушенных площадей – самых дорогих в стране.

Постоянные реорганизации колхозов и совхозов, акционерных обществ, кооперативов и сельхозпредприятий, тщательно организованные в последние годы банкротства этих хозяйств, привели не только к упадку, разрушению производства, но и к массовой безработице в деревне, многолетней задолженности по заработной плате труженикам села, и – в итоге к сильному экономическому спаду, потере продовольственной безопасности государства.

Агропромышленный комплекс закончил даже исключительно благоприятный 2002 год с гигантскими долгами – 343 млрд. рублей. Эта сумма превышает стоимость годовой продукции всего комплекса. Как шлейф за этим тянутся неплатежи по всей цепи межотраслевого взаимодействия. Подобного разрыва между кредиторской и дебиторской задолженностью нет ни в одном из хозяйственных секторов.

Жесточайшая экономическая ситуация в деревне ускорила темпы вымирания сельской России. Причины этого – не в демографических закономерностях, а в отсутствии средств на содержание социальной инфраструктуры. В селах закрылись сотни тысяч школ, детских садов, больниц, медпунктов, клубов, библиотек и магазинов. Особенно сильно влияет на продолжительность жизни отсутствие медицинского обслуживания стариков и старух, невозможность приобрести даже простейшие лекарства.

Только за десять последних лет кануло в небытие 17 тысяч населенных пунктов!

Никогда за всю историю Руси и России наша цивилизация не знала такого стремительного и продолжительного сокращения численности сельского населения.

Деревня – это не только сельское хозяйство. Это и среда обитания человека. Место его многовекового присутствия. Сегодня в России все больше пустынных, нежилых территорий, откуда в последние годы ушел человек.

Миф 5: подъем национального духа. Из-за вопиюще несправедливого распределения национального богатства большинство граждан России лишено возможности на протяжении своей жизни приблизиться не только к мировым, но и к советским стандартам уровня и качества жизни, а каждый пятый горожанин уже находится на социальном дне без шансов вернуться к нормальной жизни.

В годы реформ резко упало качество образования в стране. Средний возраст профессоров в высшей школе достиг 60 лет. Аналогичная ситуация – в науке и промышленности. Выпало целое поколение 30-40-летних: либо в поисках средств к существованию ушли в другие сферы экономики, либо выехали из страны, пополнив, таким образом, интеллектуальный потенциал других государств. Россия потеряла сотни тысяч высококвалифицированных специалистов, которые ныне работают за рубежом, обеспечивая там научно-технический прогресс и интеллектуальное развитие общества.

Увеличивается пропасть между поколениями, когда новое поколение людей, определяющее дальнейшую судьбу страны, по своему интеллектуальному потенциалу и профессиональным возможностям существенно уступает предыдущему. Это сопровождается намеренной деморализацией молодежи, дискредитацией базовых культурных и нравственных ценностей российского общества. Человеческие ресурсы нашего общества истощаются и количественно, и качественно.

Конечно, в стране существуют отдельные очаги развития. Они есть благодаря профессионализму и патриотизму граждан России, их хозяйственных и общественных объединений. Есть честные и ответственные хозяйственники, управленцы и работники, которые, несмотря на трудности, создают новые производства, осваивают современные технологии, поставляют продукцию и услуги на внешний и внутренний рынок. Есть и ответственные государственные чиновники, честно исполняющие свой долг. Настоящий подвиг совершают все работники бюджетной сферы – учителя, врачи, военнослужащие. Благодаря им мы до сих пор и не рухнули в пропасть. Но может ли огромная страна до бесконечности держаться на энтузиазме и подвижничестве добросовестных тружеников на фоне сказочного обогащения властвующей олигархии за счет общенациональных богатств? Не настанет ли момент, когда технологическая и экономическая слабость России вызовет у кого-то желание окончательно подчинить нашу страну своим интересам. Разве нас ничему не научили примеры Югославии или Ирака?

Сегодня культивировать иллюзии – преступно. Стратегические решения должны приниматься только на основе точного диагноза проблем и веры в свои силы.

Кто виноват?

Причина нынешних бед России очевидна. Это – корысть и безответственность олигархических кланов, поставивших под свой контроль государственный аппарат и использовавших власть в целях личной наживы. Их господство стало следствием ошибочного стратегического выбора экономической стратегии страны на рубеже 80-90-х годов, завершившимся 10 лет назад антиконституционным государственным переворотом. Модернизация экономики с переходом к широкому использованию рыночного механизма была, без сомнения, назревшей задачей. Однако для этого перехода был избран преступный путь разрушения государства и силового подчинения общества произволу политических авантюристов и казнокрадов.

По расчетам специалистов, в случае научно обоснованного перехода к современным формам организации экономики можно было бы добиться экономического роста за 90-е годы с темпом не менее 3% в год. Опыт Китая показывает, что в результате продуманного реформирования социалистической экономики реально было выйти и на 7-10%. Но этот путь был ошельмован и отвергнут.

Переход к рынку оказался не только непрофессиональным, но и умышленно обманным. Проводившие его лжереформаторы не преследовали целей подъема экономики и улучшения жизни населения. Их истинной целью было не только разгромить партийно-советский режим, но за бесценок “приватизировать” страну, захватить в той памятной “демократической суете” государственную власть в целях личной наживы. Сегодня даже их тогдашние иноземные покровители осудили эти “эксцессы”, уходя от ответственности за “потерю России”.

За годы “реформ” российский народ опустился в нищету не потому, что страна вдруг обеднела. Россия по-прежнему остается одной из самых богатых стран мира. Но эти богатства работают не в интересах социально-экономического развития страны, а стали объектом наживы олигархических кланов и организованных преступных группировок, вывозящих из России десятки миллиардов долларов незаконно присвоенных доходов.

Фундаментальная причина наших бед, и, прежде всего – вопиющей нищеты в стране с богатейшими в мире природными ресурсами – в сфере распределения власти и богатства. Реальная власть принадлежит плутократии, которая присваивает львиную долю национального богатства, вывозя капиталы за рубеж.

Так, согласно данным платежного баланса в 1993-2001 гг. из России было вывезено российского капитала и выплачено доходов от иностранных инвестиций на 365 млрд. долларов, причем 181,7 млрд. – это нелегальный вывоз капитала. И до сих пор Россия продолжает выступать крупнейшим донором мировой экономики, оплачивая своими ресурсами экономический рост за рубежом.

Капитал уплывает из страны не из-за плохого инвестиционного климата. Налог на доходы от капитала у нас ниже, чем в странах Евросоюза и США. Главная причина бегства капитала – незаконность его приобретения. Лица и группировки, незаконно присвоившие государственные предприятия и сверхприбыли от эксплуатации общенационального богатства, сомневаются, что их можно навсегда легализовать в России: ведь рано или поздно справедливость восторжествует. Возрождение российского государства представляет сегодня угрозу для олигархов. Поэтому олигархические группировки и ангажированные ими политики и коррумпированные чиновники стремятся в целях продолжения бесконтрольной эксплуатации общенациональных богатств страны к ослаблению институтов государственной власти и регулирования экономики, сокращению государственных расходов, демонтажу национального суверенитета России.

Заявление правительства о том, что у государства нет денег на обеспечение законодательно установленных социальных гарантий, на выплаты по закону об инвалидах или по закону о ветеранах, для индексации зарплаты работникам бюджетной сферы, для модернизации вооруженных сил, реализации жизненно важных социальных программ, полноценного финансирования образования, здравоохранения, культуры и науки – ложь Доходы есть, – и немалые: они исчисляются десятками миллиардов долларов ежегодно, которые по справедливости и по Закону должны были бы идти в доход общества, но присваиваются в частных интересах и вывозятся из страны небольшой группой лиц. Сегодня эти общенародные средства расходуются на приобретение роскошных домов за границей, яхт, футбольных клубов, накапливаются на счетах в офшорных зонах. По сути, это – современная форма дани, которую все мы платим неоколонизаторам за неумение и нежелание выбирать политиков, защищающих общенародные интересы, а не привилегии “олигархов”, коррумпированных чиновников, зарубежных кредиторов и “спонсоров” компрадорского режима.

Два пути

Чтобы всем нам вырваться из бездны нищеты, морального и культурного унижения, надо, прежде всего, обратить государственную политику к интересам народа.

Сегодня мы стоим перед важнейшим выбором в своей жизни – выбором будущего развития страны, всех нас. Выбирать приходится между двумя дорогами:

1) безотлагательная модернизация страны на основе нового технологического уклада и активизации научно-производственного, интеллектуального и ресурсного потенциала страны с соблюдением принципов справедливости и целей подъема благосостояния граждан России;

2) сохранение сложившейся в годы разграбления страны структуры распределения национального дохода, богатства и влияния, дальнейшая экономическая и политическая колонизация страны с неизбежным и бесповоротным обнищанием и вымиранием большинства населения, утратой суверенитета, раздробление России на “сферы влияния” различных государств и заселение ее иностранными мигрантами.

Наш выбор – первый путь. Путь развития и справедливости, путь достоинства и веры в свой народ.

Мы понимаем, что, выбирая модернизацию и экономический рост, нельзя полагаться на чью-то помощь. В возрождении России жизненно заинтересованы только россияне. Пока у нас сохраняются все шансы развития с опорой на собственные силы, на национальные ресурсы. Несмотря на колоссальные потери, Россия сохраняет многие конкурентные преимущества и мощный производственный потенциал. Это:

– наш человеческий потенциал, квалифицированные кадры, способные к высокопроизводительному труду;

– богатейший природно-ресурсный потенциал;

– уникальное геостратегическое пространство;

– научно-промышленный потенциал с перспективными заделами по ряду решающих направлений современного и новейшего технологических укладов;

– опыт управления экономическим развитием и мобилизацией ресурсов в кризисных ситуациях;

– ядерно-оружейная мощь и авторитет в мире.

Имеющийся у нас экономический потенциал объективно позволяет удвоить объем производства, вчетверо поднять уровень оплаты труда, утроить объемы инвестиций в развитие производительных сил, многократно повысить уровень инновационной активности.

Вместе с тем, этот потенциал, созданный еще в советское время, уже сильно изношен. У нас осталось мало времени, чтобы выйти из тупика. Через 2-3 года в большинстве инвестиционных отраслей тенденции деградации примут необратимый характер.

Выбирая путь дальнейшего развития мы должны также видеть траектории будущего мирового развития. За экономической депрессией в ведущих странах скрывается глубокая структурная перестройка мировой экономики, которая сегодня находится в фазе перехода к новому технологическому укладу.

Многие развитые страны к такой перестройке уже готовы. Их промышленность получила доступ к фактически бесплатным кредитам, безграничным финансовым возможностям. Сегодня нет проблем для американского, европейского или японского предприятия взять долгосрочный кредит и приступить к реконструкции, модернизации производства под новые технологии. Бюджеты развитых стран стали дефицитными, потому что государства стимулируют внедрение новой техники, поощряет рост расходов на закупку новейших технологий и товаров, они помогают своим товаропроизводителям пробиться к новому технологическому укладу. Государственные институты ведущих развитых стран мира активно способствуют этому переходу, наращивая расходы на разработку новейших технологий, стимулируя внедрение новой техники, применяя весь инструментарий экономической политики, включая использование банков развития, целевых программ, долгосрочных кредитов, государственных закупок.

Главный вопрос сегодня – успеем ли мы перевести страну в режим быстрого устойчивого роста на основе активизации научно-технического, производственного, инвестиционного и, самое главное, интеллектуального потенциала. Если нам это сделать не удастся и все останется, как есть, Россия будет необратимо сброшена на периферию развитого мира, а ее народ – в еще большую нищету и бесправие.

Программа действий избирательного блока 'Родина' (народно-патриотический союз) 'Социальная справедливость и экономический рост', 2003/ http://www.nps-rodina.ru

  
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад