Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
  

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос
Политика экономического роста в интересах подъема общественного благосостояния

Экономический рост необходим не ради темпов, структурных сдвигов или удовлетворения политических амбиций. Рост нужен для улучшения жизни граждан нашей страны. Объективные показатели уровня и качества жизни населения должны стать главным критерием оценки эффективности экономической стратегии государства и корпораций. Это – принцип и смысл экономики как системы жизнеобеспечения общества. В то же время, достойная жизнь, справедливая оплата труда, возможность получить образование, крепкое здоровье, реализация творческого потенциала – это и необходимые условия современного экономического роста.

Вопреки лукавым рассуждениям “в пользу богатых” о необходимости стимулирования экономического роста снижением государственных расходов, в действительности требования социальной справедливости не противоречат целям роста. Наоборот, современный экономический рост немыслим без обеспечения широкого набора социальных гарантий, достойной оплаты труда, справедливого распределения доходов.

Развитие социальной сферы – ключевой элемент инвестиционной политики, развития главной производительной силы современного экономического развития – человека. Поэтому наряду с целью удвоение ВВП к 2010 г. следует стремиться к опережающему росту уровня жизни и увеличению средней продолжительности жизни в России, как минимум, на 10 лет. Очевидно, такая цель повлечет за собой и иные приоритеты государственной политики – здравоохранение, иное качество заботы о пенсионерах, активизацию экологической политики, широкомасштабную борьбу с преступностью и травматизмом.

В основе современного экономического роста лежит творческая инициатива, развитие знаний, научно-технический прогресс. Кардинальное увеличение социальных расходов, повышение заработной платы, пособий, расходов на науку, здравоохранение и образование, послужит мощным стимулом развития экономики, роста занятости и производительности труда.

Для этого требуется, во-первых, обеспечить исполнение правительством действующих законов, установивших минимальные квоты бюджетных расходов на основные социальные нужды, и, во-вторых, устранить принципиальные недостатки проектирования социальной составляющей федерального бюджета.

Социальная составляющая должна стать исходным направлением проектирования федеральных бюджетов. Мировая практика и опыт ряда регионов России свидетельствует о необходимости и практической возможности законодательно регламентированного применения в бюджетном процессе широкого круга социальных индикаторов. В том числе важнейших социальных нормативов, включая уровни потребления продовольствия, медикаментов, бытовых, коммунальных и транспортных услуг гражданами; допустимые уровни бедности и безработицы и др. В отсутствие такого рода качественно-количественных показателей бюджет неизбежно теряет объективные критерии и ориентиры.

В системе государственного регулирования социально-экономического развития используются показатели доходов населения в целом, без разделения регистрируемых и нерегистрируемых, доходов российских граждан и доходов иностранцев, проживающих в России, в основном нелегально. Тем самым российские власти де-факто заботятся о росте доходов нелегально занимающихся предпринимательской и трудовой деятельностью многомиллионной армии резидентов-иностранцев, в то время как рост легальных доходов российских граждан не только не ставится во главу угла, но и вообще не является целевым показателем экономической политики.

Необходима подготовка и принятие федеральным парламентом законодательного акта о минимальных социальных стандартах жизни российских граждан и их финансовом обеспечении.

Основными целевыми ориентирами в развитии социальной сферы являются:

  • доведение доли заработной платы в структуре распределения национального дохода до уровня, принятого в развитых странах мира – не менее 70% по сравнению с нынешними 40%;
  • удвоение реальной оплаты труда и пенсий в течение 3-х лет за счет проведения соответствующей политики доходов, бюджетной политики, расширения прав трудовых коллективов во взаимоотношениях с работодателями, к 2010 г. повышение реальной оплаты труда в четыре раза, приведение заработной платы в соответствие с общенациональными стандартами;
  • преодоление вынужденной безработицы, в том числе среди молодежи, включая стимулирование создания новых рабочих мест, предприятий, развертывание системы повышения квалификации, переквалификации и трудоустройства безработных, в том числе путем организации общественно-полезных работ;
  • ликвидация острой бедности, в том числе - принятие программы чрезвычайных мер в “зонах социального бедствия”, в том числе бесплатного нормированного распределения продуктов питания и предметов первой необходимости среди детей, стариков, инвалидов, других нуждающихся групп населения;
  • реализация мер полноценной поддержки семьи, материнства и детства, в том числе доведение размера пособия по уходу за ребенком до уровня прожиточного минимума;
  • полное исполнение федеральных законов, предусматривающих обязательства государства в социальной сфере и соблюдение социальных гарантий, включая такие законы, как “Об образовании”, “О науке и государственной научно-технической политике”, “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”, “О ветеранах”, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, др.;
  • принятие федеральных законов, необходимых для восстановления сбережений населения, обесценившихся по вине государства в Сбербанке; включение обязательств государства, предусмотренных Федеральным Законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” в состав государственного внутреннего долга; разработка и принятие программы мер по восстановлению сбережений граждан;
  • освобождение от налогообложения доходов ниже двукратной величины прожиточного минимума, восстановление прогрессивной шкалы налогообложения доходов, превышающих эту величину;
  • восстановление права граждан на отапливаемое и электрифицированное жилье со всеми удобствами; отмена законодательных норм, предусматривающих принудительное выселение людей из квартир за неуплату коммунальных платежей; введение автоматической системы предоставления адресных дотаций на оплату коммунальных услуг, исходя из того, что затраты на эти цели не должны превышать 10% доходов семьи.

Справедливая оплата труда

Достоинство большинства граждан России унижено зарплатами, которые не обеспечивают нормального современного жизненного уровня. Затраты на заработную плату в стоимости единицы продукции в России в 4 раза меньше, чем в развитых странах. Труд российского человека стал самым дешевым в мире, а его эксплуатация является немаловажным источником сверхприбылей и обогащения властвующей олигархии.

Мы намерены добиваться законодательного закрепления в Трудовом кодексе и в других законах, относящихся к социальной сфере, реальных гарантий права на достойно оплачиваемый труд и на занятость. Необходимо законодательно установить нижний предел оплаты труда исходя из величины прожиточного минимума с региональной дифференциацией и с повышающими коэффициентами в зависимости от условий труда и режима работы, сложности труда (в том числе требований наличия специального и высшего образования), а также закрепить максимально допустимый уровень вынужденной безработицы не более 1% экономически активного населения.

Следует запретить прием на работу работников с заработной платой ниже установленных нижних ее пределов. При приеме на работу иногородних и иностранных граждан величина заработной платы должна обеспечивать аренду жилого помещения в пределах санитарных норм по рыночным ценам. Выполнение данного требования в отношении иностранцев и граждан, не имеющих жилья в данной местности, должны контролировать миграционные и налоговые органы. Прием на работу работников без соблюдения требований трудового законодательства, без официального оформления трудовых отношений или без уплаты налогов (включая социальный), должен преследоваться в уголовном порядке, а профсоюзы должны получить право требовать компенсации ущерба, нанесенного их членам недобросовестными работодателями.

Государство обязано гарантировать своевременность выплаты зарплат работникам госсектора, пенсий и других социальных выплат. Мы намерены добиться принятия законодательных норм, по которым любые задержки выплаты из бюджета зарплаты, пенсий, социальных пособий повлекут за собой полную индексацию задержанных средств на момент выплаты, а также строгое наказание виновных в этом должностных лиц.

Минимальная заработная плата и минимальная пенсия не могут быть ниже прожиточного минимума и, согласно требованиям закона должны полностью индексироваться каждый раз при повышении прожиточного минимума более чем на 6%. Мы не допустим продолжения политики обесценивания текущих доходов и сбережений граждан, на которых сегодня ложится основное бремя инфляции.

Мы выступаем за государственные гарантии сбережений граждан. Народно-патриотические силы введут жесткое регулирование деятельности банков, пенсионных фондов, страховых компаний и других организаций, работающих со сбережениями населения.

Мы уже добились принятия законодательного акта о восстановлении сбережений граждан и добьемся принятия законов о защите прав потребителей на рынках финансовых услуг.

Выход из демографического кризиса

Рост народонаселения был и остается для России одним из ключевых факторов развития и необходимым условием самосохранения страны. Между тем, демографические прогнозы предупреждают нас о том, что население России к 2050 году может сократиться на 40 миллионов человек, причем за счет опережающего вымирания русских, которые могут оказаться “национальным меньшинством” в родной стране.

В чем основная причина демографического упадка? Безусловно, его корни уходят в нашу нищету. Хотя спад темпов прироста населения – тенденция долговременная, но в 1990-е годы в России наблюдалась значительная абсолютная убыль населения, до миллиона человек в год. По сути, повторилась ситуация времен Великой Отечественной войны!

Резкое ухудшение благосостояния вызвало обвальную утрату у большинства граждан перспектив своей жизнедеятельности. В результате, с одной стороны резко снизились рождаемость, количество заключаемых браков, средняя продолжительность жизни, с другой – выросли смертность, в особенности среди мужчин трудоспособного возраста, количество разводов и т.д.

При сохранении сложившейся сегодня структуры распределения национального дохода только каждый третий родившийся ребенок получит хорошее образование и преуспеет в жизни. Две трети наших детей нынешней политикой обрекаются на жалкое существование. Очевидно, что до тех пор, пока оценка вклада труда ниже, чем в Америке и в Европе вчетверо и зарплата не позволяет восстановить даже нормальную способность к труду, трудно рассчитывать на то, что люди будут обзаводиться большими семьями. При таком отношении к семьям, к детям, оплатой труда, демографический кризис будет обостряться. Выход из демографического кризиса требует комплексной политики, исходящей из того, что человеческая жизнь – самая главная ценность.

1. Политика в отношении женщин

Современное общество не может быть здоровым и благополучным, если женщина играет второстепенную, подчиненную роль в политической и общественной жизни, на производстве и в семье.В целях защиты прав женщин и создания реальных возможностей для их осуществления необходимо добиваться реализации следующих мер государственной политики:

– обеспечивать свободный доступ женщин к высшему и профессиональному образованию, повышению квалификации, участию в управлении;

– усилить государственный контроль за соблюдением законодательства о защите функций материнства в сфере труда, ужесточить административную ответственность работодателей, нарушающих права беременных женщин и женщин-матерей на производстве;

– защитить права для родителей с семейными обязанностями в сфере труда, при приеме на работу, продвижении по службе, установлении условий и режимов труда, а также при увольнении работников;

– организовать разработку специальных федеральных и региональных программ, направленных на преодоление фактической дискриминации женщин в сфере занятости, при оплате труда, в пенсионном обеспечении;

– защитить общество от информации, пропаганды и агитации, направленной на дискриминацию и унижение женщин, пропагандирующей жестокость, насилие, порнографию, наркоманию, алкоголизм, сексуальную эксплуатацию женщин и детей.

2. Поддержка семьи и родительства

Здоровая, крепкая, дружная, материально благополучная семья - высшая ценность. Она дает ребенку и взрослому человеку чувство любви, защищенности, заботы, надежности, привязанности, обеспечивает связь поколений.Такая семья – опора государства, основа общественной стабильности, мира и прогресса.Наряду с указанными выше мерами по повышению оплаты труда и обеспечению социальных гарантий, наше понимание приоритетов государственной семейной политики включает в себя:

– обеспечение доступности для всех семей качественных услуг здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

– доступное и благоустроенное жилье для каждой семьи, особенно для молодых семей, предоставление бесплатного муниципального жилья для детей-сирот и малоимущих семей;

– ощутимую для семейного бюджета государственную материальную и иную поддержку семей с одним кормильцем: одиноких матерей, вдов и вдовцов с детьми, разведенных мужчин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей;

– эффективную систему социальной реабилитации инвалидов, их интеграции в общество, дополнительная поддержка семей с детьми и родителями - инвалидами;

– выплата пособий на детей из Фонда социального страхования Российской Федерации. Увеличение единовременных пособий при рождении ребенка до уровня минимальных расходов на приобретение детского приданого (не менее 10 тыс. рублей), а также пособия по уходу за ребенком до уровня прожиточного минимума (не менее 1 тыс. рублей в месяц);

– подготовка молодежи к браку и семейной жизни на основе традиционных российский ценностей;

– принятие федерального закона “Об основах государственной семейной политики”, устанавливающей единые государственные гарантии государственной поддержки семей с детьми на всей территории России на основе минимальных социальных стандартов;ратификацию в полном объеме Европейской социальной хартии.

3. Политика в отношении детей

Обеспечение выживания, защиты и развития детей, соблюдение их прав и свобод должно быть предметом каждодневной заботы всех органов власти и управления всех уровней. Мы настаиваем на реализации следующих приоритетов государственной политики в отношении детства:

– обеспечении права каждого ребенка на семейное воспитание, профилактику социального сиротства посредством развития и совершенствования института усыновления, государственного субсидирования приемных, опекунских семей и семейных групп;

– бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения детей в возрасте до 18 лет;– приоритетном финансировании федеральных и региональных программ, направленных на охрану здоровья, образование и развитие детей, производство детского питания, лекарств и игрушек для детей;

– обустройство всех беспризорных детей, безусловное выделение необходимых для этого средств;

– развитие сети доступных для всех семей детских дошкольных учреждений, спортивных школ и художественных студий, летнего отдыха детей, обеспечении условий для нормального отдыха и досуга детей,;

– профилактики детского алкоголизма, токсикомании, решительное искоренение наркомании и детской преступности, трудовой и сексуальной эксплуатации детей, резкое ужесточение уголовных наказаний за преступления, совершаемые против детей;

– государственной защите личных и имущественных прав детей, создании ювенальных судов, обеспечении эффективного прокурорского и общественного надзора за соблюдением прав и свобод детей.

4. Защита прав пенсионеров

Проходящая в настоящее время пенсионная реформа не обеспечивает надежную защиту прав и интересов нынешних и будущих российских пенсионеров. Отставание размеров значительной части пенсий от прожиточного минимума, особенно в северных территориях России, низкий уровень жизни пенсионеров, несогласованность реформирования отраслей социальной сферы, роста их платности и размеров пенсий.

Для решения данной проблемы необходимо:

– реформирование и существенное повышение оплаты труда, прежде всего, в бюджетных отраслях и пересмотр на этой основе ранее назначенных пенсий; – отмена ограничений при назначении пенсий и полный учет трудового стажа при определении размеров пенсий;

– законодательные меры по обеспечению государственных гарантий защиты пенсионных вкладов, в том числе в негосударственные пенсионные фонды;

– опережающее увеличение размеров пенсий в случае роста платности услуг социальной сферы (здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и других).

– недопущение снижения пенсий при переходе на накопительный принцип их начисления, создание для этой цели специального страхового фонда.

5. Миграционная политика

В России миграция населения всегда имела огромное влияние на демографическое и экономическое развитие как отдельных территорий и регионов, так и страны в целом. Распад СССР значительно изменил картину миграционного движения. Россия оказалась в сложном положении в связи с резко обострившимися, как за ее пределами, так и внутри нее, национальными конфликтами. Результатом этого явилось превращение миллионов русских и других граждан титульных этносов в своеобразных заложников в бывших союзных республиках, а ныне самостоятельных государствах, появление сотен тысяч вынужденных мигрантов, потоки которых устремились в Россию.В условиях ухудшающейся экономической ситуации Россия практически оказалась неподготовленной к эффективному решению проблем, вызванных появлением вынужденных мигрантов, включая беженцев и нелегальных иммигрантов.Необходимо подходить к проблеме миграции не только с позиции права граждан на свободный выбор местожительства, но и с позиции права граждан на сохранение языковой и культурной среды обитания. Поэтому должно быть исключено заселение российской территориями гражданами иностранных государств под предлогом “свободного доступа на российский рынок трудовых услуг”.

Незаконное проникновение и нахождение на территории России, и особенно содействие этим правонарушениям должны наказываться длительным тюремным заключением. Следует ввести разрешительный режим пребывания иностранных граждан на территории России, за исключением граждан Белоруссии. При этом соотечественникам, проживающим в других государствах СНГ, следует бесплатно выдать вид на жительство в России. Нужно законодательно ограничить долю прочих иммигрантов в каждом населенном пункте, ввести требование свободного знания русского языка для иммигрантов, установить квоты на приезжающих для работы или постоянное проживание на территории России иностранных граждан (за исключением туристических и деловых поездок). Российские псевдолибералы договорились до того, что российские граждане должны испытывать конкуренцию на рынке труда со стороны иммигрантов, чтобы лучше работать. Однако истинный либерализм означает равенство условий конкуренции, в том числе налогообложения и выполнения всех требований законодательства. Нелегальный ввоз и наем рабочих, готовых трудиться за гроши в адских условиях и без соблюдения прав человека, приравнивается в международном праве к работорговле. В настоящее время даже на стройках столицы в массовых масштабах используется труд нелегальных мигрантов, а московские чиновники делают вид, что ничего об этом не знают. Видимо, слишком велика выгода от сверхэксплуатации “гастарбайтеров”, нередко живущих в строящихся и ремонтирующихся объектах, подвергающихся насилию и обману. Только наказывая рабовладельцев, нанимающих на работу иностранцев без уплаты налогов и нормальной заработной платы, можно ослабить прессинг на уровень заработной платы россиян со стороны нелегальных мигрантов, а Москву лишить сомнительного статуса центра работорговли.

Российские граждане и организации, приглашающие иностранцев на работу, учебу или в гости, туристические агентства и рекрутинговые фирмы должны нести материальную ответственность за нарушение иммигрантами норм российского законодательства и оплачивать расходы на депортацию нарушителей. Нарушение иммиграционного законодательства иностранными гражданами и их соучастниками – российскими гражданами должно караться в уголовном порядке. Тогда найм на работу иностранца-нелегала станет не столь привлекателен для работодателей, как сейчас. Следует ввести строгую материальную ответственность за попрошайничество и самозахват мигрантами-нелегалами общественных и муниципальных объектов.

Особую проблему представляет собой миграция в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Актуальность проблемы миграции заключается не просто в миграционных потерях, характерных и для ряда других регионов страны, а прежде всего в том, что стало уезжать население, уже хорошо адаптировавшееся к экстремальным северным условиям, т.е. наметилось разрушение трудно складывающегося генетического потенциала, для восстановления которого вновь потребуется не одно десятилетие и без которого освоение природных богатств этих районов будет малоэффективным и значительно более сложным, долгим и дорогим.

Для решение этой проблемы необходимо восстановление северных льгот с учетом роста потребительской корзины, сохранения и развития социальной инфраструктуры, активизации производства и жилищного строительства. С учетом более высоких издержек производства в северных регионах целесообразно введение льготного режима хозяйственной деятельности, в том числе исключение из налогооблагаемой прибыли дополнительных расходов. В противном случае миграционный отток постоянного населения северных территорий будет продолжаться.

6. Здравоохранение

Здоровое долголетие граждан – интегральная характеристика эффективности любой социально-экономической системы. Состояние здоровья граждан должно стать одним из главных ориентиров социально-экономической политики, важнейшим критерием оценки деятельности государственной власти. Следует на законодательном уровне гарантировать право каждого гражданина России на защиту здоровья независимо от уровня его личных доходов. Решение этой задачи требует развития системы медицинского обслуживания и здравоохранения.

В ней должны быть: государственные медицинские учреждения, бесплатно оказывающие необходимую медицинскую помощь на уровне мировых стандартов; сеть государственного медицинского страхования, обеспечивающую достаточное субсидирование медицинского обслуживания всем нуждающимся в лечении гражданам; система льгот и адресных субсидий для негосударственных медицинских учреждений; комплекс профилактических и санаторно-курортных здравоохранительных учреждений, доступных всем гражданам России. Следует восстановить на новой экономической и организационной основе право каждого российского гражданина на своевременное и качественное бесплатное медицинское обслуживание, обеспечить доступность основных лекарств массового потребления, гарантии устойчивого снабжения ими нуждающихся групп населения.

Для развития системы медицинского страхования должны быть созданы соответствующие экономические условия – освобождение от налогообложения расходов граждан на медицинские услуги, предоставляемые российскими медицинскими организациями, льготное налогообложение медицинских учреждений. Высокий уровень бесплатного медицинского обслуживания предстоит поддерживать посредством должного государственного финансирования.

В ряду мероприятий по развитию здравоохранения мы предусматриваем реализацию государственной программы борьбы с социальными болезнями (алкоголизм, наркомания, СПИД, туберкулез, венерические заболевания). Эта программа предполагает развертывание системы профилактических и реабилитационных центров, значительное увеличение финансирования научных разработок в области диагностики заболеваний и создания лекарственных препаратов, рост оплаты труда медицинских и социальных работников, занятых в системе учреждений по борьбе с социальными болезнями, а также резкое ужесточение ответственности за распространение этих болезней.

Важнейшее направление охраны здоровья населения – обеспечение чистоты окружающей среды, высокого качества питьевой воды и продуктов питания. Необходим комплекс экономических и административных мер, обеспечивающих соблюдение необходимых экологических стандартов при использовании источников загрязнения окружающей среды. Должны быть восстановлены и существенно увеличены платежи и штрафы за загрязнение окружающей среды. Особое внимание следует уделить работе по исполнению Киотского протокола.

Государство должно гарантировать безопасность потребления всех продаваемых населению товаров и услуг, устанавливая соответствующие стандарты и контролируя их соблюдение. За нарушение стандартов качества производители и импортеры должны нести имущественную и уголовную (в случае нанесения серьезного ущерба здоровью граждан) ответственность.

Система образования

Качество образования должно в полной мере отвечать не только сложившимся социально-экономическим условиям России, но и перспективным потребностям ее развития. Формирование постиндустриального информационного общества, рост международных коммуникаций, обострение глобальной конкурентной борьбы на всех рынках предъявляют растущие требования к общей культуре и профессиональной компетентности, функциональной грамотности, общей и профессиональной образованности человека. В образовательной системе за прошедшее десятилетие произошел ряд изменений.

Монолит унифицированной советской школы был, по сути, расколот законодательным введением права на вариативное образование. Появилась возможность выбора, зародились и встали на ноги авторские школы, окрепло движение учителей-новаторов, оформляются новые образовательные технологии. Однако, все эти обнадеживающие явления коснулись не более чем 10% школ (и, соответственно, школьников), в большинстве отечественных школ ситуация за прошедшее десятилетие существенно ухудшилась.

Резко снизилась материальная обеспеченность школы, усилились негативные тенденции в области содержания и технологий образования, обусловленные окостенением авторитарных методов (подавляющих в детях всякую самостоятельность и инициативность), с одной стороны, и выхолащиванием содержания обучения, с другой стороны. Образование, которое должно строиться на основе требований и прогнозов будущего на несколько десятков лет отстало от темпов изменения жизни в стране и в мире. Образовательная система до сих пор транслирует готовые обобщенные знания, а не личностные ценности, она проверяет память, а не способности мыслить. В ней все еще живет бюрократический стиль управления, а скудость ресурсов усугубляется их нерациональным использованием.

Наши выпускники школы недостаточно социально ориентированы, их выбор дальнейшего места учебы или работы зачастую случаен, они в малой мере подготовлены для индивидуально и социально эффективного самоопределения. Явная перегруженность общеобязательного образовательного ядра школы ведет, с одной стороны, к перегрузкам детей и массовому ухудшению детского здоровья; с другой стороны, псевдоакадемический предметоцентристский подход по-прежнему препятствует построению жизненно-практической, функциональной и эффективной современной российской школы.

Современной школе особенно сегодня необходимо усиление подготовки школьников по информационным технологиям, социально-правовым дисциплинам, иностранным языкам, по воспитанию школьников, по профилизации старшей школы, по расширения активных методов обучения при одновременном снижении рутинной учебной нагрузки. Школа должна много эффективней, чем сегодня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее успешной адаптации на рынке труда через освоение молодыми поколениями ключевых социальных и профессиональных способностей и умений, воспитание гражданского сознания и поведения.Обновление содержания общего образования – не только и не столько “кабинетный” процесс. Сотни российских школ уже накопили интереснейший опыт и перспективные идеи модернизации общего образования. Среди этих школ, должны быть выявлены и серьезно поддержаны государством те, в которых инновационные разработки и используемые технологии заслуживают широкого распространения, при условии соответствующей переподготовки кадров. Такие школы должны стать “школами-маяками”, процессов модернизации общего образования.Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков сама по себе, а и набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Для достижения этого результата необходимо:

1. Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность общего среднего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей учащихся самостоятельно добывать требуемые им знания и навыки; изучение не только фактов, но и способов и технологий их получения, расширение различного рода практикумов, интерактивных и совместных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам жизни и т. д.

2. Совершенствовать технологии образования, расширив применение тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообразования. Поднять роль учебной инициативности и самостоятельности школьников.

3. Обеспечить в старших классах школы возможность выбора образовательных программ (профильность старших классов школы).

4. Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук. Дать всем выпускникам средней школы знания и базовые навыки, обеспечивающие активную социальную адаптацию (экономика, право, основы политической системы, менеджмент, социология и т.п.).

5. Обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий.

6. Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы. Необходимо существенно повысить роль коммуникативных дисциплин в целом, прежде всего информационных технологий, родного и иностранных языков.

7. Обеспечить развитие вариативности и доступности образовательных программ. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, формирования индивидуализированных программ и графиков обучения с учетом особенностей и способностей учащихся.

8. Усилить социально-гуманитарную, ценностную ориентированность общего среднего образования, обеспечить расширение и конкретизацию его социального и культурного контекста на основе традиционных российских духовных ценностей.

9. Создать механизмы систематического обновления содержания общего образования всех уровней.

10. Сделать систему образования открытой для ее основных “заказчиков” – родителей школьников.

Основой социальных гарантий в области образования является принцип равных стартовых возможностей и равного доступа российских граждан к образовательным услугам. Должно быть сохранено всеобщее бесплатное среднее и среднее специальное образование, а также гарантии предоставления всем желающим и способным учиться права на бесплатную учебу в государственных вузах на конкурсных условиях с обязательством работать по специальности в России после завершения учебы (либо с погашением затрат на их обучения с уплатой накопленных процентов по рыночным ставкам в случае иммиграции).

Российские налогоплательщики не должны финансировать “утечку мозгов” на Запад и пребывание в ВУЗах с целью уклонения от службы в армии. Необходимо кардинально повысить техническую оснащенность и методическое обеспечение образовательного процесса с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Требуется резкое увеличение расходов на образование и профессиональное обучение молодежи, реализация крупномасштабной программы восстановления и развития российского образования.

Программа действий избирательного блока 'Родина' (народно-патриотический союз) 'Социальная справедливость и экономический рост', 2003/ http://www.nps-rodina.ru

  
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад