Главная / Банки / Российские банки усомнились в своих клиентах

Российские банки усомнились в своих клиентах

В пресс-службе Росфинмониторинга подтвердили информацию портала «Коммерсантъ» о том, что масштабы проблемы остановки российскими банками финансовых операций клиентов стали по-настоящему угрожающими. С начала текущего года специалисты зафиксировали уже не менее полумиллиона блокировок на общую сумму в 180 миллиардов рублей, пишет издание.

Эксперты подчеркнули, что процедура обжалования в данном случае – довольно сложная, поскольку в нашей стране элементарно отсутствует какой-либо соответствующий четкий механизм. С возникновением «черного» списка даже единичный отказ по сути оставляет клиента без доступа к услугам банков впоследствии, а новые блокирования таким образом только множатся. В ближайшие несколько дней эту актуальную проблему планируют детально рассмотреть представители Центрального банка. Решение вопроса существенно осложняет, однако, отсутствие желания у самих банков признать тот факт, что блокирования имеют место быть именно в рамках «черного» списка.

«С начала 2017-го российские банки приостановили в общей сложности 460 тысяч сомнительного характера трансакций своих клиентов, — заявил накануне на личной встрече с главой государства руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. — В теневой оборот мы не выпустили в результате около 180 миллиардов рублей. Клиенты тех банковских учреждений, которым отказывают в осуществлении трансакций, подобные действия обжалуют довольно редко. В наше ведомство поступило в пределах тысячи заявлений относительно несогласия с тем, что не совсем, возможно, правомерно они были отстранены от работы с банками».

К слову, ситуацию с жалобами в целом российский чиновник охарактеризовал как «рабочую». В первую очередь, констатировал Чиханчин, банкам предоставили возможность отказывать в осуществлении операций, а также в открытии счетов тем клиентам, которые, незаконопослушны с их точки зрения.

На самом же деле жалоб от российских бизнесменов намного больше, утверждают эксперты. Основной поток их идет просто в Центробанк, а на рассмотрение Росфинмониторинга поступает только малая часть. Кроме того, еще около 10 процентов граждан, которым банковские структуры приостановили финансовые операции, адресуют свои жалобы непосредственно кредитным учреждениям. По словам начальника Центра финансово-кредитной поддержки «Деловой России» Алексея Порошина, какой-либо единый орган, который занимался бы изучением подобных жалоб, на сегодняшний день у нас отсутствует.

Бизнес-омбудсмен России Борис Титов, напоминают отечественные масс-медиа, ранее уже выступал с предложением к регулятору приступить к разбору подобных ситуаций лично. Чиновник заявлял при этом о целесообразности наделения соответствующими полномочиями Службы по защите прав потребителей на финансовом рынке страны. Инициатива Титова, однако, до сих пор без ответа.

Механизм реабилитации клиентов

Клиенты вправе пойти на обжалование незаконной блокировки через судебные инстанции, однако, важно понимать, что им предстоит в этом случае весьма продолжительный процесс.

«Мы говорим сейчас о том, что судебная практика в России немногочисленна. Более того, она имеет огромное множество противоречий, — констатировал в свою очередь вице-президент АРБ Юрий Кормош. – А усугубляет сложившуюся ситуацию то, что появляется «черный» список отказников, доводимый до банковских структур. Формированием этих перечней занимаются в Росфинмониторинге и в Центробанке: рядовые граждане и компании оказываются в списках уже после первого отказа банка в осуществлении операции как сомнительной, причем независимо от того, имело ли место нарушение на самом деле».

Юрий Кормош уточнил, что список доступен для банков с начала минувшего лета, и уже на момент старта рассылки он насчитывал не менее 200 тысяч человек. Если исходить из информации пресс-службы Росфинмониторинга, то за эти несколько месяцев позиций в «черном» списке стало больше в два раза.

Никакого механизма исключения из перечня отказников в нашей стране еще не предусмотрели, однако, в нынешних условиях он является просто остро необходимым, убеждены российские аналитики. По словам статс-секретаря Росфинмониторинга Павла Ливадного, первый вице-премьер-министр РФ Игорь Шувалов поручил проработку механизма реабилитации тех клиентов, которые оказались в таких списках.

«Между тем, развития идея эта в итоге так и не получила, тогда как текущие реалии четко указывают на то, что к разговору на эту тему непременно нужно возвращаться, — отметил г-н Кормош. — В ассоциации сейчас уже готовят соответствующие предложения. Механизм реабилитации граждан и компаний однозначно нужен».

Что же касается успеха данного предприятия, то во многом он будет зависеть от желания Центробанка взаимодействовать с новым механизмом. Некоторые меры в данном направлении уже предприняли — на 26 октября Банк России запланировал совместное заседание с представителями руководящих аппаратов банковских объединений и бизнес-ассоциаций. Встреча будет посвящена решению важнейших задач по методическому сопровождению вопросов обслуживания в российских банках представителей среднего и малого бизнеса. Проблему реабилитации в рамках этой работы снова поднимут, резюмировали информированные источники.

Ранее «Бюджет РФ» сообщал о том, что российские банки все чаще стали блокировать счета представителей малого бизнеса.

Банки - похожие новости

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, и мы будем присылать вам самую важную информацию в конце дня.