Главная / Законодательство / Можно ли привлечь к ответственности за негативный отзыв?

Можно ли привлечь к ответственности за негативный отзыв?

Плохие отзывы и комментарии наносят бизнесу репутационный и материальный ущерб. В случае, если вы не согласны с содержанием отзыва, его можно оспорить. В судебном порядке можно признать информацию недостоверной, добиться ее удаления и опровержения, а автора или сайт-отзовик привлечь к ответственности. Специалисты по управлению репутацией называют судебный процесс довольно эффективным способом, но рекомендуют заранее все продумать.

Тренд последних лет — ужесточение ответственности за клевету в интернете, нанесение ущерба чести, достоинству и деловой репутации. Известны случаи возбуждения уголовных дел, но мы в данном случае коснемся вопросов, связанных с гражданскими исками. Итак, чтобы удалить негативный отзыв в судебном порядке и привлечь к ответственности автора необходимо доказать:

  • Факт распространения информации в интернете
  • Порочащий характер этой информации, причем достаточно наличия всего лишь одного недостоверного факта
  • Наличие умысла дискредитировать истца в глазах потенциальных клиентов, партнеров, сотрудников и других лиц.

Удалению не подлежат оценочные суждения, перечисление подтвержденных документами и свидетельскими показаниями фактов, а также фото и видеоматериалы, если они не нарушают права третьих лиц и других законодательных норм. Простой пример: назвать в отзыве сотрудников магазина медлительными — это оценочное суждение, а вот обвинить в воровстве и раскрыть их ФИО — это клевета, если не доказано иное, и публикация персональных данных без полученного согласия.

Если отзыв является анонимным или администрация сайта не готова раскрыть личность его автора, то ответчиком по таким делам выступает лицо, на которое зарегистрирована сама площадка. Ответственность авторов за содержание отзывов и комментариев прописана в пользовательских соглашениях на многих популярных порталах.

Плюсы и минусы судебного процесса

Правовой механизм защиты чести, достоинства и деловой репутации, опровержения и удаления недостоверной информацией отложен в России достаточно неплохо. Компании все чаще идут в суд, если видят о себе в интернете порочащие сведения. К аргументам в пользу решения вопроса в судебном порядке следует отнести следующие факты:

  • Все основные площадки выполняют решения российских судов, поэтому с удалением отзыва в дальнейшем проблем не возникнет
  • Суд учитывает все представленные доказательства в пользу признания информации из текста отзыва недостоверной, порочащей деловую репутацию
  • Ответчиком по иску может выступать как автор отзыва, так и администрация площадки, на которой он непосредственно размещен
  • Сложившаяся судебная практика в целом на стороне истцов, процент удовлетворенных исков достаточно высокий.

На бумаге все выглядит гладко, но на практике удалять негативные отзывы через суд — не всегда лучшее решение. Специалисты репутационного агентства EpicCenter утверждают, что подавать иск стоит лишь в тех ситуациях, когда все остальные способы уже испробованы и не принесли желаемого результата. Причин тому несколько:

  • Судебный процесс растягивается, как минимум, на несколько месяцев, а в некоторых случаях ждать окончательного решения приходится больше года
  • Иски по делам о защите деловой репутации и клевете привлекают повышенное внимание различных СМИ, готовых смаковать все подробности
  • Существенные расходы на услуги юристов, особенно если привлекать профессионалов с релевантным опытом со стороны
  • Положительный результат не гарантирован никому, суд может признать отзыв оценочным суждением или не согласиться с аргументами истца.

Таким образом, стоит серьезно подумать, стоит ли судиться прямо сейчас или есть смысл рассмотреть другие варианты. На практике в 90% случаев можно решить вопрос абсолютно легально и безопасно, не обращаясь с исковым заявлением. Иногда для удаления отзыва достаточно направить в адрес автора и площадки досудебные претензии, подтверждающие серьезность ваших намерений.

Почему победа в суде может обернуться поражением в борьбе за репутацию?

Судебные процессы по защите деловой репутации часто рассматриваются широкой аудиторией как попытки скрыть неприятную правду о себе, наступление на свободу слова и выкручивание рук простым людям. Сам факт участия в таком процессе точно не принесет компании или медийной персоне дополнительный репутационный капитал. А привлечение автора к ответственности за клевету по всей строгости нередко вызывает целую волну негатива и возмущения.

Кроме того, старт судебного процесса лишний раз подсвечивает негативную информацию. Некоторые компании прочувствовали на себе знаменитый «эффект Барбары Стрейзанд», когда охваты у негатива, на который никто раньше никто не обращал внимания, возрастают в тысячи раз. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендует взвесить все за и против, оценить возможную реакцию со стороны СМИ и общественности перед тем, как подавать исковое заявление.

Еще одно важное обстоятельство — удаление негативного отзыва происходит только после вступления судебного решения в законную силу. Все это время он будет оставаться в открытом доступе и отравлять вашу репутацию в глазах тысяч людей. В EpicCenter говорят, что всего 2-3 плохих отзывов бывает достаточно, чтобы сократить продажи с площадки на 30-50%. Разумеется, упущенную прибыль в таком размере не компенсирует ни один суд.

Существуют ли разумные альтернативы судебным искам?

Самый простой и дешевый вариант — договориться с автором или площадкой напрямую. Делать это необходимо с большой осторожностью, потому что любые предложения могут быть использованы против вас. Многие люди пишут отзывы, чтобы на их проблему обратило внимание руководство компании и приняло меры, либо выплатило компенсацию.

Удаление через администрацию зависит от политики конкретного сайта. Проще всего добиться этого, если автор нарушил конкретный пункт правил публикации. Например, допустил в тексте оскорбительные высказывания, упоминания других брендов или раскрыл персональные данные сотрудников.

Вести переговоры можно самостоятельно или сразу доверить всю работу по удалению репутационному агентству. Специалисты проанализируют ситуацию и найдут решение куда быстрее, чем человек, который занимается этим впервые. Крупные агентства заключают с клиентами договор и соглашение NDA, используют только легальные методы.

В ряде случаев отзыв вообще не нужно удалять, поскольку серьезной проблемы он не представляет и никаких рисков для репутации не несет. Удаление в судебном порядке имеет место быть в списке возможных вариантов решения проблемы, но в большинстве случаев лучше воспользоваться одной из альтернатив.

Законодательство - похожие новости

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, и мы будем присылать вам самую важную информацию в конце дня.