Главная / Законодательство / "Четырёхдневка" в русских школах – это реально? Онищенко оценил вероятность нововведения

«Четырёхдневка» в русских школах – это реально? Онищенко оценил вероятность нововведения

После обсуждений о возможном переходе взрослых на короткую рабочую неделю заговорили и о «четырёхдневке» для школьников. Насколько эта идея осуществима, рассказал академик РАН, заместитель президента Российской академии образования Геннадий Онищенко. Все подробности в статье БюджетРФ.

«Четырёхдневка» в школах РФ – это реально? Онищенко оценил вероятность нововведения в стране

После разговоров о сокращении рабочей недели для взрослых в России вновь заговорили о возможной «четырёхдневке» для школьников. Однако академик РАН и заместитель президента Российской академии образования Геннадий Онищенко выступил категорически против такой инициативы. По мнению Онищенко, переход на четырёхдневную учебную неделю лишь увеличит нагрузку на детей.

"Четырёхдневка" в школах РФ – это реально? Онищенко оценил вероятность нововведения в стране

«Учебная программа с каждым годом становится объёмнее. Появляются новые предметы. Если завтра мы сократим неделю, никто не станет уменьшать объём знаний, а уроков придётся давать больше», — пояснил академик в интервью РИА Новости.

Он отметил, что реализация четырёхдневки приведёт к необходимости начинать уроки едва ли не с шести утра.

«Переход с шестидневки на пятидневку показал, что количество занятий только увеличивается. Я сопротивлялся отказу от субботнего обучения: по факту детям добавился ещё один урок в будни. Безобразие!», — подчеркнул Онищенко.

Схожую позицию высказывает глава Рособрнадзора Анзор Музаев. На круглом столе «Качество образования — основа достижения национальных целей» он напомнил, что школьная программа перегружена сложными темами.

«Ученики тратят от 15 до 30% времени на материал, который раньше изучался лишь на втором курсе университета. Часто учителя вынуждены пропускать ключевые темы, потому что дети не в состоянии их освоить», — отметил Музаев.

В 2025 году в России были приняты новые законодательные нормы, ограничивающие учебную нагрузку младшеклассников. С 1 сентября первоклассники могут посещать максимум 20–21 учебный час в неделю, второклассники — четвёртые классы — от 23 до 26 часов. При пятидневной системе это составляет 4–5 уроков в день. Регламентирован и объём домашнего задания: ребёнок должен успеть выполнить его не более чем за 3,5 часа.

Вопрос об отмене домашних заданий вновь поднял председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, школьники и так перегружены, а выполнение «домашки» нередко превращается в формальность с использованием технологий и искусственного интеллекта.

«Есть задания исследовательского и творческого характера, которые развивают критическое мышление. Дети должны учиться анализировать и понимать, а не искать готовые ответы в Интернете», — подчеркнул Володин.

Таким образом, идея «четырёхдневки» остаётся спорной. Эксперты и чиновники сходятся в одном: нагрузка на школьников сегодня и так высока, а сокращение учебной недели без уменьшения объёма программы приведёт к ещё более ранним и длительным школьным дням. Российская образовательная система стоит перед выбором: искать баланс между эффективностью обучения и сохранением здоровья детей или идти на риск перегрузки будущих поколений.

Законодательство - похожие новости

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, и мы будем присылать вам самую важную информацию в конце дня.