Главная / Законодательство / Платить или нет: юристы рассказали, что делать, если разбила в магазине товар

Платить или нет: юристы рассказали, что делать, если разбила в магазине товар

Никто не застрахован от неуклюжести — разбить что-нибудь или сломать в магазине случайно может даже самый аккуратный человек. Конечно, это очень неприятная ситуация. Работники торговой точки, как правило, реагируют на это очень нервно, а особенно охранники, уборщицы и продавцы-консультанты в зале. Их понять не так сложно, ведь в случае, если не удастся получить компенсацию с покупателя, стоимость товара, скорее всего, вычтут из их зарплаты.

Что делать, если разбила в магазине товар

Платить или нет: юристы рассказали, что делать если разбила в магазине товар

Покупатель разбил товар: когда не обязан платить

Разные случаи ответственности за повреждение товара описываются в Гражданском Кодексе РФ. Прежде всего, нужно знать, до какого момента продавец несет ответственность за товар. Это указано очень точно: в то мгновение, когда ты получаешь чек, товар становится твоим. С момента оплаты ты берешь на себя все риски, связанные с его сохранностью. И если через секунду ты уронила предмет на пол, перекладывая его из тележки в пакет, это только твоя проблема.

Но есть случаи, когда ты считаешься невиновной, повредив какую-то вещь еще в торговом зале, — если ты это сделала нечаянно, неумышленно и по вине сотрудников торговой точки (статья 211 ГК РФ). Например:

  1. В зале вымыли пол и не поставили табличку. Ты спокойно шла и поскользнулась, выронив хрупкую вещь на пол.
  2. Ты поместила неустойчивый товар на ленту кассы. Кассир, не глядя, нажала на кнопку, лента двинулась, и предмет упал на пол.
  3. Протискиваешься в узкий проход между стеллажами (менее предписанных законом 1,4 м), задеваешь товар на полке и роняешь.
  4. Задеваешь рукой или одеждой тележку, заваленную коробками, или натыкаешься на выстроенную в проходе «башню».
  5. Берешь с полки коробку или банку, вынимая ее из неустойчивой конструкции — например, банки поставлены одна на другую. При этом сооружение разваливается и что-то падает на пол.

Кроме того, законодательство на стороне «вандала», если это ребенок. Но только в том случае, когда это несмышленый малыш, не отвечающий за свои действия, и его родители могут доказать, что сделали все возможное, чтобы предотвратить неприятность. Если ущерб довольно велик, возможно, придется отстаивать свою невиновность в порче имущества в суде, опираясь на записи видеокамер и свидетельства очевидцев. Но чаще всего продавцы не стремятся доводить дело до судебного разбирательства — издержки могут обойтись дороже поврежденного товара.

Когда покупатель должен оплачивать разбитый товар, согласно закону

Если наносишь вред чужому имуществу умышленно, ты обязана возместить ущерб владельцу. Об этом говорит статья 1064 ГК РФ. В случае с магазином это касается повреждений как товара, так и витрин, окон, полок и другого торгового оборудования.

Вот примеры случаев, когда надо платить, если разбила в магазине товар:

  • покупатель уронил товар в магазине по собственной неосторожности. Например, ты взяла с полки банку с огурцами, и тут зазвонил мобильный. Пытаясь ответить на звонок, ты упустила банку, и она разбилась вдребезги;
  • ты в отличном настроении решила в шутку покрутиться, потанцевать между стеллажами. Или бежала к кассе так быстро, что не вписалась между полками;
  • ты шла по торговому залу, размахивая корзиной во все стороны;
  • бросила ребенка без присмотра, и он что-то уронил или решил покататься на тележке. В этом случае за нанесенный ущерб магазин вправе взыскать деньги с невнимательных родителей;
  • ты слишком эмоционально выясняла с кем-то отношения и толкнула оппонента;
  • ты явно специально повредила товар. Например, швырнула его в стену. В этом случае твоя вина очевидна, и придется заплатить.

Вне зависимости от того, кто виноват в происшедшем, остатки поврежденного товара (если он оплачен и ущерб владельцу компенсирован), покупатель может забрать с собой. Возврат испорченного товара в данном случае, разумеется, невозможен. Важно знать, что сотрудники магазина не имеют права применять к тебе насилие, требовать предъявления документов. Исключается любое принуждение и давление. Они могут только вежливо попросить оплатить ущерб, а в случае отказа, вызвать полицию.

Что важно сделать продавцу, если покупатель разбил товар в зале

Если ты являешься собственником поврежденного имущества и уверена в своей правоте, действуй по закону. Вежливо попроси покупателя возместить ущерб. Если он отказывается, предупреди о том, что подашь в суд, и предложи составить акт о порче имущества. Причем это не «Акт о порче, ломе, бое товарно-материальных ценностей» (ТОРГ–15) в виде таблицы, а документ, который составляется в свободной форме. В разговоре с покупателем подчеркни, что он также заинтересован в подписании такого акта, так как там он может изложить свою версию событий. Привлеки как минимум двух свидетелей, укажи в акте их данные и контакты. Также напиши примерную сумму ущерба. Эта бумага будет одним из твоих аргументов в суде наряду с записью с камер видеонаблюдения.

Куда можно жаловаться российским покупателям

В случае твоей явной невиновности у тебя есть еще один способ воздействия на продавца, который незаконно пытается требовать от тебя возмещения ущерба. Ты можешь пригрозить жалобами. Причем называй конкретный адресат. На мокрые полы и неустойчивое расположение товара на полках ты вправе пожаловаться в Роспотребнадзор. На чрезмерно узкие проходы между стеллажами и нагромождение коробок — в Государственный пожарный надзор. Такие жалобы означают для магазина внеочередные проверки и, возможно, большие штрафы. Так что это может подействовать — и тогда ситуация разрешится мирно.

Законодательство - похожие новости

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, и мы будем присылать вам самую важную информацию в конце дня.