Главная / Бизнес / Торговля / Торговля воздухом, или Чем грозит потребителю борьба торговых сетей

Торговля воздухом, или Чем грозит потребителю борьба торговых сетей

Главное следствие острого финансового кризиса для торговли – это поистине катастрофическое сокращение покупательной способности. За минувшие три года она рухнула в России практически на 20 процентов. Гендиректор INFOLine Иван Федяков подчеркивает: за этим последовало в свою очередь падение и мелкой розницы. Об общей ситуации на рынке эксперт подробно рассказал в интервью журналистам портала РБК.

В Петербурге доля крупных сетей достигла за минувший год 80-ти процентов, и в обозримой перспективе показатель этот будет только расти. Подобная динамика, подчеркивает Иван Федяков, общую ситуацию на рынке меняет кардинально. Крупные ретейлеры успешно развивались ранее благодаря массовому вытеснению мелких игроков. Теперь же они просто вынуждены вести ожесточенную борьбу друг с другом, причем, что называется, не на жизнь, а на смерть. Руководитель INFOLine дает ответ на главный вопрос: чем обернется их борьба для конечных потребителей.

На пороге смерти

Структуре рынка food retail в Российской Федерации свойственно сегодня меняться просто колоссальными темпами. Доля сетевого ретейла по итогам прошлого года увеличилась на 3-4 процента. Свыше половины товарооборота продуктов питания в нашей стране обеспечивают в настоящее время 700 самых крупных сетей FMCG. Иван Федяков даже не сомневается: в дальнейшем процесс этот будет двигаться исключительно по нарастающей.

«По прогнозам наших специалистов, уже к 2020-му году на долю самых крупных десяти ретейлеров придется до 40 процентов товарооборота отечественного продовольствия в розницу, — заявил глава INFOLine. – Доля ТОП-10 будет демонстрировать рост по той причине, что рынок начнут массово покидать независимые магазины и небольшие региональные сети. В Санкт-Петербурге на сетевую розницу уже на данный момент приходится намного больше товарооборота, нежели в среднем по государству».

На небольшие торговые точки приходится сейчас совсем мизерная доля. Несостоятельность продемонстрировал при этом формат традиционных рынков – они занимают не больше двух процентов. По сути рынки сейчас пустуют, а потому вынуждены закрываться. Их площади тут же занимают у нас сетевые магазины.

Точка невозврата, таким образом, пройдена: почти все потоки товаров в регионе контролирует организованная розница. Иван Федяков предупреждает о незавидной участи, которая ожидает в обозримой перспективе и локальные сети Питера — они вынуждены функционировать сейчас под невероятно жестким давлением со стороны федеральных игроков, и эксперт не наблюдает при этом совершенно никаких перспектив дальнейшего их развития.

Борьба в узком кругу

Главным следствием той ситуации, которая сегодня сложилась, руководитель INFOLine называет заметное ужесточение конкурентной борьбы, развязавшейся между крупнейшими ретейлерами страны. Ярким подтверждением стала отрицательная выручка известной сети «Ашан» — впервые за все время ее работы на территории Российской Федерации. Третья позиция «Ашана» в ТОП-10 оказалась в результате под серьезной угрозой, и даже не со стороны «Дикси», каким-то чудом сохранившей за собой четвертое место. «Ленте» удалось вырасти по итогам минувшего года практически на 30 процентов, и сеть уверенно продолжает расширяться: за первые шесть месяцев 2017-го она выросла на 17 процентов.

«Если говорить о «Ленте», то ей весьма успешно удается тиражировать формат гипермаркетов. Ровно два года тому назад руководство этой сети приступило к активному развитию формата супермаркетов. Это дает «Ленте» возможность уверенно и довольно стремительно осваивать территории тех регионов, в которых сеть представлена еще не очень хорошо. Прежде всего, это Москва, поскольку строительство гипермаркетов в столице представляет собой крайне сложную процедуру, а нередко речь идет и о неэффективности», — пояснил эксперт.

В проигрыше – все

Конкуренции в рознице свойственно существенно ужесточаться на фоне весьма ощутимого сокращения спроса на продовольственную продукцию. И ключевым инструментом в борьбе за покупателей становится в таких условиях сдерживание повышения цен, что происходит, невзирая на объективное увеличение себестоимости производства продуктов питания.

Низкий уровень платежеспособности наших соотечественников тем не менее делает вопрос стоимости главным в процессе принятия ими решений о тех или иных покупках. Такую роль, как цена, не играют на сегодняшний день в России ни география, ни сервис, ни ассортимент — именно ее специалисты называют основным драйвером продаж.

«С учетом всего изложенного вовсе не удивляет тот факт, что главным ресурсом в битве за покупательский спрос в России стало сегодня заметное снижение общего качества продукции. Происходит это, разумеется, на фоне довольно жесткой конкуренции, наблюдаемой сейчас на внутреннем потребительском рынке, — констатировал Иван Федяков. — Да и производителям свойственно всегда активно подыскивать варианты, которые позволят ощутимо удешевить выпускаемую продукцию. Многие из них начинают в итоге элементарно продавать воздух».

В пример эксперт привел современную молочную продукцию. В отдельных случаях имеет место быть напичканная воздухом субстанция, продаваемая под наименованием «творог» либо «йогурт», объясняет аналитик. Вопрос здесь только в том, какова степень безграничности данного ресурса.

С одной стороны, мы говорим о том, что отсутствует предел снижения качества, поскольку понятие это попросту не поддается какому-либо строгому определению. Иван Федяков уточнил: если тот или иной товар является безопасным для конечных потребителей, он обладает полным правом попасть на витрины магазинов. Между тем, огромная часть подобной продукции оказывается в результате совершенно бесполезной для наших сограждан.

С другой стороны, опыт четко демонстрирует, что битва за существенное удешевление товаров очень даже способна привести в итоге к тотальному сокращению спроса на категорию в целом.

Руководитель INFOLine привел следующий пример — историю с сыром, отчетливо показавшую, как за снижением качества следует физическое падение общих объемов продаж. Российские покупатели попросту прекратили покупать, подчеркивает г-н Федяков.

«Я хочу напомнить и о похожей ситуации с замороженными полуфабрикатами. Эпизод 2010-2011 годов. Сначала мы наблюдали самый настоящий бум увеличения объема их продаж, а когда их качество наряду с потребительскими свойствами опустились ниже допустимых пределов, начали резко сокращаться продажи. Фактически этот момент спровоцировал полное уничтожение отдельного рыночного сегмента целиком. В проигрыше в результате оказались все — и ретейлеры, и сами производители, и, что ключевое, конечные потребители», — подытожил эксперт.

Ранее портал «Бюджет РФ» сообщал о том, что рост выручки крупнейших российских компаний замедлился втрое.

Бизнес - похожие новости

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, и мы будем присылать вам самую важную информацию в конце дня.