Главная / Банки / Не попасть в ловушку: эксперты рассказали, что делать если МФО навязывает пролангацию договора или допуслуги

Не попасть в ловушку: эксперты рассказали, что делать если МФО навязывает пролангацию договора или допуслуги

| 24/06/2023 - 13:15 | Банки

В СМИ РФ все чаще появляются сообщения о том, что МФО стали навязывать гражданам услуги при пролонгации займа. Специалисты рассказали, какие меры главный финансовый регулятор России принимает в отношении таких компаний и что делать заемщикам при вынужденной покупке ненужных опций. Об этом пишет новостной портал БюджетРФ.

ЦБ РФ фиксирует нарушения, но пока только проводятся беседами

В ряде микрофинансовых компаний уже после заключения договоров потребзайма физлицам предлагают услуги, но не дают им право выбора на их приобретение или отказ. Об этом говорится в письме регулятора участникам рынка от 7 июня. Там поясняется: например, при инициировании заемщиком изменений условий договора займа (допустим, его продления) в интерфейсе страницы на сайте или в мобильном приложении МФО интегрировано автоматическое согласие с его стороны на приобретение платных финпродуктов.

Не попасть в ловушку: эксперты рассказали, что делать если МФО навязывает пролангацию договора или допуслуги

Подобные действия отдельных игроков не в полной мере отвечают интересам граждан и приводят к нарушению либо ограничению их прав, указывает ЦБ. Проставление кредитором отметок о согласии потребителя на оказание ему дополнительных платных услуг на этапах, отличных от процесса заключения договора потребительского займа, рассматривается Центробанком в качестве ненадлежащей практики, говорится в письме. Поэтому Банк России рекомендовал МФО исключить их.

Регулятор отметил, что информация о таких кейсах приведена для того, чтобы игроки учитывали ее в своей деятельности, формировании бизнес-процессов по предоставлению микрозаймов, реализации услуг, и создания единообразной практики на рынке.

В ЦБ «Известиям» подтвердили отправку письма. Там заявили: в деятельности нескольких участников рынка микрофинансирования выявлены системные случаи навязывания клиентам дополнительных услуг на этапе пролонгации займа. С учетом требований Гражданского кодекса РФ и закона о защите прав потребителей такое поведение кредитора недопустимо.

«С МФО, допустившими такие практики, Центробанк ведет адресную работу по корректировке бизнес-процессов. Превентивно всем игрокам рынка направлено письмо о недопустимости их использования», — подчеркнули в регуляторе.

Глава совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев считает, что ситуация с навязыванием таких услуг на рынке не выглядит критичной. По его словам, письмо ЦБ призвано обратить внимание на возникшую проблему. При любом ужесточении регулирования кредиторы всегда будут искать дополнительные источники дохода.

Что делать, если МФО навязывает пролангацию договора или допуслуги

Навязывание услуг — вторая по популярности тема обращений после оформления мошеннических займов. Причин этому много: это и некачественное раскрытие информации менеджерами, и так называемое предустановленное и автоматически встроенное согласие потребителя на получение дополнительных опций, утверждает эксперт проекта «За права заемщиков» «Народного фронта» Алла Храпунова.

«Если согласие на приобретение услуг было оформлено «неосознанно», «автоматически», потребителю нужно написать кредитору отказ от них в период охлаждения (14 календарных дней), а также продублировать обращение в службу по защите прав потребителей ЦБ. Граждане должны помнить, что заем — это самостоятельный финансовый продукт и для его оформления не нужны какие-то дополнительные покупки», — говорит специалист.

По словам Аллы Храпуновой, рекомендации ЦБ не накладывают жестких требований на поведение кредитора. Но все участники финрынка знают, что их нужно учитывать, поскольку в ином случае режим надзора переходит в «красную» зону. Тогда внимание к компании усиливается, и любое нарушение в другой области может привести к ее уходу с рынка.

Банки - похожие новости

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, и мы будем присылать вам самую важную информацию в конце дня.